Надежда Фроловна Скрипцова
В одной волшебной стране
Из опыта работы школьной театральной студии «Радуга»
Мы в соцсетях
1. Театральная студия Радуга
Педагогом дополнительного образования, руководителем театральной студии «Радуга», я работаю более двадцати пяти лет. В настоящее время занимаюсь с учениками Школьного театра в МОУ «Чёбсарской школе». В школе более восьмидесяти детей, из них около тридцати человек занимаются в Школьной театральной студии «Радуга». Искусство театра органично вплетено в учебно-воспитательный процесс нашей школы. Согласно плану учебно-воспитательной работы на учебный год, в который включены: неделя литературы, неделя биологии, неделя здорового образа жизни и т.д., постановки школьного театра органично вплетаются в программу недель по предметам.
В неделе литературы, воспитанники школьного театра принимали участие со спектаклями «Барышня-Крестьянка» по мотивам повести А. С. Пушкина, «Ася» по мотивам И. С. Тургенева, чтением стихотворений и т.д. На неделе о ЗОЖ, мы представляли сценки о правильном питании, и последствиях употребления наркотических средств.

Надежда Фроловна Скрипцова
педагог дополнительного бразования высшей категории
МОУ «Чёбсарская общеобразовательная школа»
Занятия в школьном театре, театральные игры, способствуют дополнению знаний по учебным предметам в школе. Игры вызывают большой интерес у учеников. Ребятам предлагается, например, игра «Поезд». Дети-вагончики, двигаются под музыку, по сигналу педагога (колокольчик, хлопок), остановка. Предлагаю остановку «Математика». Задаю вопросы по математике, дети отвечают, сигнал, поезд движется дальше. Педагог подаёт сигнал, остановка «Русский язык». Задание «Скажи наоборот» (вспоминаем, что такое антонимы? Ответы детей) и т.д. Игра поднимает настроение, сплачивает коллектив, превращает учёбу в радость.
Особенности личностного развития ребёнка, проживающего в сельской местности, во многом определяются не только социально-экономическими, но и культурными ограничениями, условиями жизни села. Как и городскому школьнику, ему доступны средства массовой информации, Интернет, но сказывается дефицит общения, новых впечатлений, отсутствия возможностей для углубленных занятий, недоступность культурных очагов города. Ограниченные возможности социокультурной сферы села снижают шансы сельского школьника быть мобильным, продуктивно выстраивать свои отношения с окружающим миром.

Театральная педагогика – это не только обучение азам актёрского мастерства, прежде всего, это метод исследование мира. Это воображение и творчество, игра и фантазия. Именно поэтому театральная педагогика помогает ребёнку, оторванному от возможностей городской культуры, обрести свой собственный уникальный культурный багаж.

Судьба свела меня с мастерами своего театрального дела – педагогами дополнительного образования, режиссёрами Т. И. Слинкиной и В. Г. Шаховым, руководителями вологодской театральной студии «ПодРосток». И это знакомство-сотрудничество повлияло на моё желание заниматься любительским детским театром. Семинары-практикумы, мастер-классы в Вологде, Ярославле, Москве научили меня новому и интересному творческому поиску в педагогической деятельности.

Я работаю с коллективом по адаптированной образовательной программе «Любовь моя – Театр». Помощь в составлении и редакции программы оказала Т. И. Слинкина.

Цель программы: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства и комплексного художественного восприятия окружающего мира.

Основное назначение школьной театральной студии «Радуга»: развитие у обучающихся навыков эстетического самовыражения, пропаганда театрального искусства, а также овладение основами сценического мастерства.

Когда происходит театрализация образовательного процесса – меняется тип взаимодействия взрослого и ребёнка. Игра позволяет избежать авторитарного общения, а рутинная учёба превращается в увлекательное исследование «предлагаемых обстоятельств». Для всех становится важен не только формальный результат, но и процесс постижения материала – процесс совместного творчества детей и взрослых.

Говорят, детство – время интуиции: ребенок интуитивно чувствует, что ему нужно для его развития и стремится к этому всей душой. Большинство детей, с которыми мне приходилось работать, очень любят ходить в театр, воспринимают посещение спектакля как праздник, и долго потом переживают увиденное.
Образовательный процесс нашего объединения носит личностно-деятельный характер, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределения, представляет многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка.

Развитие думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области – основная цель школьной театральной студии «Радуга». В условиях небольшого по численности посёлка, маленькой сельской школы и детского сада, театр не только вводит детей в мир прекрасного, но и пробуждает способности к состраданию и сопереживанию, активизирует мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощает его творческие возможности и помогает психологической адаптации ребенка в коллективе.

Каждый год программа обновляется и дополняется новыми творческими проектами, а в работе с детьми использую новые методики и технологии. Важным этапом в работе всего нашего коллектива является постановка сказок, спектаклей, сценических композиций и овладение актёрской техникой речи и «Художественным словом» через участие детей в конкурсах и фестивалях разного уровня от районного до всероссийского.


В игре обучающиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний. Общеизвестно, что, игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях, игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психологические процессы, вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
2. Сочиняем сказку на природе
Я предлагаю ребятам совершить путешествие в мир природы. Отказа не бывает никогда, ребята соглашаются сразу. С группой, мы идём в школьный парк, или к водоёму. И всё, что мы встречаем на пути, мы записываем. Это может быть: сломанное дерево, птица, бабочка, озеро, старый заброшенный дом или дупло в дереве, мать и мачеха, или большой камень.

Мы живём в посёлке и у нас много всего интересного. Да мало ли, что увидит внимательный ребёнок. Далее мы усаживаемся поудобнее и сочиняем волшебную сказку все вместе, в которой есть присказка-зачин, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка и финал.
Чтобы дети поняли, что такое присказка-зачин, завязка и т.д., я объясняю им доходчиво значение этих слов. Некоторое время возникает пауза, обдумывание того, что мы увидели, путешествуя и наблюдая. Сказку всегда начинает педагог.

Как правило, она начинается так: «В одной стране жили-были… Далее подхватывают дети, сидящие полукругом, говорят по очереди. Начинается смех и грусть, радость и задумчивость… Иногда в сказках дети отражают, сочиняя, все те переживания и радости, которые случаются, или случались в их жизни. Это очень интересно!!! В нашей сказке, добро обязательно всегда побеждает зло. Тут начинается такой полёт фантазий!!!

На занятии театрального кружка я когда-то в первый раз предложила ребятам: «Друзья, у нас сегодня необыкновенное занятие. Мы совершим увлекательное путешествие в школьный парк. Наше путешествие будет непростым. Всё, что мы будем встречать на своём пути, мы будем записывать. «Как интересно! – говорят они, - А потом что?» Мой ответ: «А потом, мы сядем на удобное для вас место и будем сочинять сказку! Героями у нас будут наши предметы, живые существа и т.д. То есть всё то, что мы увидим с вами, путешествуя по парку» Ребята: «Мы будем Сказочниками?» «Ну, конечно, - говорю я, - Давайте вспомним, какие бывают сказки?» Они честно вспоминают: «Бытовые, волшебные, о животных». Спрашиваю: «Сказки о животных-это какие сказки? Бытовые сказки-это какие сказки? А волшебные сказки? Это сказки какие?» Слушаю ответы детей. Про волшебные сказки они говорят: «Это сказки, в которых есть волшебные предметы и волшебство!!» И тогда я предлагаю: «А давайте наша сказка будет волшебной!».

Наше путешествие начинается. Напоминаю, что мы записываем всё, что встречается нам по пути. Ребята очень внимательно наблюдают за всем, и у них уже начинает работать воображение: «Ой смотрите, смотрите, дерево, а в нём дупло. А там вдалеке разрушенный дом! Пусть там будет жить Бабка Яга. А вот посмотрите, - кричит уже третий ребёнок, - палка сломанная, это же палка - рычаг в другой мир». И мы продолжаем наше путешествие. Записав увиденное, мы усаживаемся поудобнее и начинаем сочинять. Первое предложение всегда одинаковой, а далее полёту фантазий детей нет конца!
Одной из таких сказок у нас придумались «Приключения лилипутов».

В одной волшебной стране, жили–были лилипуты… Каждый следующий ребёнок подключается и вплетает свои фантазии в общее сочинительство сказки. Сказку я литературно обрабатываю, и каждый автор получает отпечатанный экземпляр в подарок. Ребята дома рисуют рисунки и у нас получается творческий проект. Наши сказки ребята рассказывают младшим сестрёнкам и братишкам, а также родителям. Эта новая технология в работе школьного театра детям очень нравится, она не только развивает наблюдательность, фантазию, речь, умение слушать, способствует сплачиванию коллектива, но и сплачиванию семьи. Ребята погружаются в необыкновенный мир сказки, в котором они затрагивают и свои проблемы, которые их сейчас волнуют.

Однажды мы сочинили сказку «Волшебный цветок». Мы не только сделали по ней книжку, но и поставили её на сцене. И эта сказка была показана на районном фестивале театральных коллективов. Сказка зрителям очень понравилось, исполнитель главной роли, Дмитрий Тарасов, был отмечен дипломом за лучшую мужскую роль! Это было здорово!
3. Сказки
Действующие лица, встреченные в школьном парке: Лягушонок Кики, Разрушенный дом, где живёт Баба-Яга, Грибы, Палка-рычаг, Дерево с отверстием, где жила полевая мышь, Кузнечик Кузя, Мышка Фрося, Кикимора болотная, Жаба, Кощей бессмертный, Бабочка, Птичка, Паучок Саша, Муравьи, Мать-и-мачеха, Чайка, Озеро, Лягушка, Утки, Рыбка.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЛИЛИПУТОВ
В одной волшебной стране жили лилипуты, злой Кощей Бессмертный, Баба-Яга, лягушонок Кики, жаба, мышка Фрося, Кузнечик Кузя и Кикимора болотная. Эта волшебная страна была очень загадочной, и каждый жил своей жизнью.
В ясный солнечный день лилипуты отправились в путешествие, чтобы посмотреть мир. Они были очень добрые и очень маленькие. Маленькие настолько, что не могли спрятаться в траве.
Маленькие герои шли по дороге и вдруг увидели, как Баба-Яга отрывает кору от берёзы, чтобы сшить себе штаны. Её не интересовало, что берёза погибнет. Ей захотелось быть модной в берёзовых штанах. Лилипуты испугались и спрятались под кустик у разрушенного дома, где жил Кощей Бессмертный. Кощей был дома, но в это время варил зелье из секретных ягод и грибов для своей подруги Бабы-Яги.

Лилипуты продолжали путь. Они увидели загадочный пруд. Вода в нём была мутная: здесь жила Кикимора Болотная. Слугами её были лягушонок Кики и жаба. Только лилипуты подошли к пруду, как услышали шум. Поднялся сильный ветер. Это Баба-Яга пролетела в ступе над землёй. Она торопилась к Кощею в гости и напевала песню:

В гости я к Кощею тороплюсь,

Зельем очень вкусным угощусь.

А потом я мух переловлю,

Зелье для Кощея я сварю!

У-у-у-у-у!

Маленькие человечки осторожно подкрались к пруду, чтобы не разбудить Кикимору, спящую в воде. Они увидели лягушонка Кики. Он сидел и плакал.

- Что случилось? Почему ты плачешь?

- Мне надоело быть слугой у Кикиморы, - ответил Кики, - Я хочу, чтобы разрушились чары Кощея. Надо освободить жабу, она покажет подземный бункер Кощея.
Лилипуты освободили жабу, и она показала им дорогу. Маленькие герои отправились в путь. И вот они на месте. Вдруг они услышали шуршание опавших листьев.

- Кто это? – спросил один из братьев.

- Это я, мышка Фрося, я живу в своём дереве.

- Как в дереве? Мышки живут в норках! – удивился лилипут.

- Я необыкновенная мышка! И домик мой необычный. Пойдёмте ко мне в гости. Я напою вас чаем. Я вижу, что вы добрые человечки.

Лилипуты с радостью зашли в дом мышки.

- Куда вы держите путь? - спросила Фрося.

- Мы должны найти подземный бункер Кощея и разрушить его чары, Бабы-Яги и Кикиморы!

- Я знаю, что нужно делать. Этот бункер рядом. Я покажу вам рычаг, вы скажете волшебные слова «Шантан, бунтан – отворись!» И вы окажетесь в бункере. Там увидите три шкатулки, в них находится смерть этих злодеев, которые держат в страхе весь наш парк.

В это время Баба-Яга с Кощеем полетели к Кикиморе. Им захотелось попугать в парке прогуливающихся людей.

Лилипуты нашли рычаг. На красивом цветке сидел Кузнечик Кузя, он сказал, в какую сторону нужно повернуть рычаг. И вот маленькие герои в подземелье. Там было холодно и сыро.

Кикимора
- Какая радость: бункер пуст! – воскликнул один из братьев.

- Ура, вот три шкатулки. Нам надо торопиться! – сказал его брат.

Лилипуты быстро взяли шкатулки и покинули бункер. Они спешили. Мышка Фрося и кузнечик Кузя помахали им лапками. Вдруг братья услышали крики. Это Кощей, Баба-Яга и Кикимора веселились у пруда.

- Вам весело, когда другим плохо! – закричал один из братьев, а другие братья уже открывали шкатулки.

- Закончилось ваше царствование! Пусть добро и счастье, любовь и красота царствуют на земле!

Братья открыли первую шкатулку, достали иглу и сломали её. Кощей превратился в ёлку. Во второй шкатулке была бусина из стекла. Её быстро закопали, и Баба-Яга превратилась в берёзу, а на месте бусинки выросла ромашка. В третьей шкатулке была ниточка. Её разорвали, и Кикимора превратилась в осину.

Разрушились чары злых героев. Лягушонок Кики и жаба весело запрыгали на полянке. Выглянуло яркое солнце, распустились разноцветные цветы, и счастливые маленькие братья с большими добрыми сердцами вернулись домой.

Когда лилипуты были детьми, им папа сказал: «Вы – братья, и только вместе вы преодолеете все трудности, а не по одиночке! И помните, добро всегда побеждает зло!»
ПРИКЛЮЧЕНИЯ АНИ
В одной волшебной стране жила-была девочка. Был ясный солнечный день, по небу плыли разной формы облака. Посмотрела девочка в окно, и ей захотелось пойти на прогулку. Она быстро собралась и пошла гулять. Она любовалась природой и на полянке увидела красивую Бабочку. Бабочка села на голову девочки, стала махать крылышками и разбрасывать волшебный ветер. Девочке было весело и радостно. Гуляя по парку, малышка увидела паучка Сашу. Паучок подполз к девочке и дотронулся до неё маленькой лапкой. И вдруг малышка превратилась в паучка. Радостные, они вместе отправились в путешествие. Навстречу им шла девочка Аня. К ней подлетела бабочка, очень красивая, и Аня сказала бабочке: «Давай с тобой вместе жить!»
Потом Аня увидела Утку, она плыла и ныряла в озере. Очень понравилась Утка Ане. Аня и Утке предложила дружбу. Но Бабочка была очень капризная, и ей не захотелось дружить с Уткой. Она улетела. Аня подружилась с Уткой, они пошли к озеру и вдруг увидели ту же Бабочку с золотыми крыльями. Бабочка попросила Аню не дружить с Уткой, а дружить только с ней.

Аня играла с Бабочкой в салки, и они были очень радостные. Вдруг в озере появилась Русалка. Аня испугалась и заплакала. На том месте, где капали Анины слёзы, вырастали красивые жёлтые цветы мать-и-мачехи. Вдруг сверкнула молния, ударил гром, и из воды выпрыгнула Баба-Яга. Аня ещё больше испугалась и заметила, что вода в озере стала оранжевого цвета. Баба-Яга набрала воды в большой сосуд и посадила туда Русалочку. И в это время у Русалочки появились ноги.

Из оранжевой воды выпрыгивали лягушки и превращались в разноцветных бабочек. Бабочки подлетали к Ане, так как около неё распускались красивые жёлтые цветы. И Аня перестала плакать – она радостно улыбалась. Аня увидела Уточку, которая была грустной. Она плакала, потому что не могла перебраться на другой берег. Что-то у Уточки случилось, и она не могла плыть. Аня попросила о помощи Русалочку: «Ты дружишь с рыбками, скажи им, пусть они помогут Уточке перебраться на другой берег!»

Чтобы Уточка не грустила, Аня подарила ей красивый цветочек. Ане очень хотелось побыть бабочкой, и она превратилась в неё. Когда очень сильно чего-нибудь хочешь, твоё желание обязательно исполнится. Аня стала очень красивой бабочкой. У неё были зелёные крылья с кружочками. Аня-бабочка порхала над землёй, но потом снова превратилась в девочку.

Аня нашла волшебную палочку, взмахнула ею, и планета стала красивой-красивой. Баба-Яга улетела в Космос. Она попала в Чёрную дыру, и разрушились её чары. Русалочка осталась жить в озере, потому что у неё снова появился рыбий хвост. Паучки превратились в гномов, потому что Баба-Яга наложила заклятие, чтобы они берегли и охраняли лес. Лягушка осталась жить на полянке и купаться в озере.

Аня вернулась домой и рассказала о своём приключении папе и маме, кошечке и собачке.

Удивительная история!
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda