Александра Никитина
Фестиваль как путь в культуру
О фестивале-семинаре детской театральной педагогики

«Пролог-Весна»

Мы в соцсетях
Фестивалей детского театрального творчества в России много. Иногда их становится чуть меньше, иногда чуть больше, и всё-таки на количество жаловаться не приходится. У каждого такого фестиваля свои цели, своё лицо и свой круг адресатов. Для кого-то фестиваль – возможность разнообразить отдых в курортной зоне, для кого-то – пафосное событие с привлечением СМИ и медийных персон, для кого-то выполнение государственного заказа или возможность получить документ о своих достижениях. Но есть фестивали, смысл которых заключается, прежде всего, в создании со-бытийных сообществ и со-бытийной образовательной среды. Таким все годы с момента своего создания был и «Пролог-Весна». Это фестиваль открытого образовательного пространства, где дети и взрослые, увлечённые искусством театра, сообща прокладывают новые пути к постижению культуры. В последнее десятилетие таких фестивалей появилось немало не только в театральной среде: они есть у мультипликаторов и вообще у тех, кто занимается искусством кино, у музыкантов и художников, у юных поэтов и в других сферах детского творчества (О многих из них можно прочитать на страницах журнала «Искусство в школе» и на сайте этого журнала)
Всё начиналось в классе
Фестиваль-семинар детской театральной педагогики «Пролог-Весна» впервые он прошёл в 2003 году. И с тех пор стал собираться регулярно. Пропуски случались каждую пятую весну, а в 2020-2022 году фестиваль не смог собраться из-за пандемии и других объективных проблем, возникших в стране. Последний фестиваль состоялся в 2019 году, и он был 14-ым.

История началась с того, что в 2000 году Автономная некоммерческая организация «Пролог» совместно с Высшей школой деятелей сценического искусства при ГИТИСе МК РФ под руководством профессора, заслуженного деятеля искусств РФ Геннадия Григорьевича Дадамяна (1938-2016) осуществила набор слушателей на двухгодичный курс «Режиссёр-педагог детского театрального коллектива и образовательного пространства».

Курсы Пролог . Пластика. Одуванчик
На курсах учились педагоги со всей России. Руководителями потоков были профессор МГУКИ Сергей Клубков (1953 – 2005 г.г.) и руководитель Детского музыкального театра юного актёра (ДМТЮА) Александр Фёдоров. В программу обучения кроме традиционных театральных дисциплин входили: психология, современные методики открытого образования, режиссура урока, культурология, искусство быть зрителем и многое другое. Все занятия носили практический характер, преобладали тренинговые формы, и многие занятия проходили в смешанных детско-взрослых группах. То есть учащиеся из москвичей приглашали на занятия своих студийцев, и они становились участниками повседневного учебного процесса, а также зачётной и экзаменационной сессии. Это делалось для того, чтобы обучающиеся педагоги видели, как работают предлагаемые методики в детской аудитории, и для того, чтобы всё можно было сразу попробовать на практике. Финалом обучения стали проекты, осуществлённые слушателями курсов со своими воспитанниками. Частью это были спектакли, а частью авторские уроки, выстроенные с использованием театральных практик. Среди них были не только уроки искусства: музыки, МХК, пластики, сценической речи, - но и обычные общеобразовательные: география, биология, математика. Когда педагоги курсов познакомились с подготовкой слушателей к выпускному экзамену, стало очевидно, что участники процесса, как минимум, должны увидеть работы друг друга. А лучше – чтобы как можно больше педагогов и театральных деятелей увидели результаты этой двухгодичной работы. И тогда было решено организовать выпускной экзамен как открытый фестиваль.
Основным участником и одновременно адресной группой фестиваля стало то детско-взрослое сообщество, которое сложилось за два года совместного обучения. Но и гостей, детей и взрослых, было немало. Среди них были деятели профессионального театра и представители системы образования, москвичи, и представители самых разных регионов России. Важно было создать такую фестивальную среду, которая питала бы всех участников, дала бы возможность каждому поделиться с другими своими открытиями и ни в коем случае не давала поводов к соперничеству и раздорам. Поэтому образовательная программа фестиваля стала намного обширнее, чем программа показов спектаклей. Мастер-классы, лаборатории, семинары, коллективные игры, круглые столы – всего этого было избыточно много, чтобы каждый мог выбрать для себя самое нужное и интересное. А поскольку к спектаклям на фестивале относились особенно серьёзно, понимая их как единство и гармонию искусства и педагогики, то важно было каждый коллективно пережить не только в зале, но и после – в совместных обсуждениях и текстах. Так неотъемлемой частью фестиваля стали обсуждения для зрителей, выстроенные по особым методикам, разработанным под руководством психолога МТЮЗа Ольги Троицкой и Геннадия Дадамяна. А также в жизнь фестиваля раз и навсегда вошла Детская редакция, в которой по особой программе от первого до последнего дня одновременно обучались и работали дети и педагоги, не принимающие участие в показе спектаклей.
Разумеется, в программе фестиваля были и профессиональные обсуждения, которые для руководителей коллективов проводили в разные годы такие театральные критики и педагоги, как Татьяна Тихоновец, Александр Иняхин, Валерий Бегунов, Алексей Шульпин, Людмила Фрейдлин, Юлия Маринова, Сергей Розов и многие другие. Выбирая театральных профессионалов, мы всегда искали тех, кто близок педагогике, для кого важно помочь режиссёрам любительских коллективов разобраться в сложной двойственной профессии педагога-режиссёра, не увлекаясь одной частью деятельности в ущерб другой.
Каждый фестиваль собирал около 20-ти коллективов. Общее число его участников обычно насчитывало около 450 человек. Примерная география участников: Москва, Подмосковье, Ясногорск, Курск, Киров, Ярославль, Пушкинске горы, Пермь, Губаха, Ижевск, Глазов, Екатеринбург, Лесной, Инта, Муравленко.

Менялось время, менялись обучающиеся курсы, менялся фестиваль. После первых выпусков стало ясно, что основой обучения стала авторская школа Сергея Клубкова, которая заслуживает отдельного разговора ( с небольшими очерками на эту тему можно познакомиться на страничке театральной студии «Листопад», а также на сайте «Можновсё») Выпускники и ученики этой школы всегда составляли основу авторской группы фестиваля. Бессменными участниками авторской группы стали Михаил Быков, Юлия Рыбакова, Елена Косинец, Александр Андреев, Максим Змиевский, Виктория Печернкиова. Более подробно с авторской группой можно познакомиться на сайте фестиваля «Люди»

Нестабильность, наблюдавшаяся в финансировании культуры и образования в первое десятилетие XXI века, привела к тому, что на двухгодичных курсах к 2007-ому году могли учиться уже только москвичи. Иногородним стало не под силу оплачивать дорогу, проживание и обучение. Кроме того их больше не могли отпускать с работы на период интенсива. Некоторое время курсы существовали в составе системы послевузовского образования МГУКИ, потом перешли в систему переподготовки педагогических кадров Московского института открытого образования (МИОО). К 2013 году в системе Московского образования сложилась ситуация, которая и вовсе уничтожила двухгодичные курсы. Но фестиваль устоял, и по-прежнему собирал участников со всей России.
Парадоксы организационной структуры
В первые годы своего существования единственным учредителем фестиваля была Автономная некоммерческая организация «Пролог», затем официальным учредителем фестиваля на долгое время стал МИОО, у фестиваля появилось немало постоянных партнёров. Но финансирования у фестиваля никогда не было. За всю историю своего существования фестиваль лишь два раза получил небольшое вливания, не покрывающее и четверти его расходов, от Департамента образования Москвы. При этом фестиваль всегда был принципиально бесплатным для его участников. Фестивальная команда обеспечивала площадку, оборудование, работу квалифицированного жюри, высокопрофессиональных ведущих мастер-классов, призы, подарки и расходные материалы для творчества. За проезд, питание и проживание платили сами коллективы. Но при этом максимальное бюджетное и удобное питание и проживание было организовано усилиями фестивальной команды. Всё это достигалось за счёт социального партнёрства и волонтёрства. Внешним наблюдателям всегда казалось, что это невозможно. Но долгие годы это было возможно. Нам хотелось делать то, что мы делали, нам было интересно, и отсутствие обязательств перед «заказчиками» обеспечивало нам свободу творчества и свободу исследования, которых в иных пространствах мы были лишены. Фестиваль давал нам энергию, ощущение значимой общности, ощущение смысла.

Вся авторская группа фестиваля, работавшая над его организацией весь год, а в период его проведения фактически круглосуточно, делала это безвозмездно. Кроме авторской группы на фестивале всегда трудились волонтёры. Среди них были выпускники театральных студий, прошедшие в детстве через прологовские программы, выпускники «Пролога» и курсов повышения квалификации кафедры эстетического образования и культурологии МИОО, студенты режиссёрского отделения МГУКИ, обучавшиеся у С. В. Клубкова, Е. Е. Мироновой, Т. И. Гальпериной, а также просто добрые знакомые.

Фестиваль поддерживали Союз театральных деятелей РФ (СТД); Российский центр международной ассоциации детских театров (АССИТЕЖ); Московский общественный Центр школьной театральной педагогики. Это была информационная поддержка, консультации, письма в различные организации. О нас регулярно писали такие издания как Учительская газета, Первое сентября, альманах «Страстной 10», журналы «Сцена», «Мир детского театра», «Искусство в школе», «Студия Пяти-Па», «Планета первоцветов», «Социальное партнёрство», «Детское творчество» и другие.

Площадки фестивалю на основании договора о сотрудничестве безвозмездно предоставляли партнёры. Это были в разные годы ДМТЮА, РАМТ, Культурный центр «Новый Акрополь», ЦО №1811 «Измайлово», Театральный ОсобнякЪ и другие. Но основной площадкой фестиваля на многие годы стал Центр детского и юношеского творчества «На Вадковском». Его директору, Юлии Марковне Лившиц, фестиваль во многом обязан своей долгой и плодотворной жизнью.

Мастер-классы оплачивались педагогам-тренерам, чаще всего, за счёт курсов повышения квалификации, которые оформлялись на период фестиваля. Разумеется, мастерам учитывалось только время работы с педагогами и руководителями театральных студий, только с группой в 25 человек, а в реальности работали как со взрослыми, так и с детьми, часто в смешанных группах. И величина этих групп нередко доходила до 40-50 человек.

Призы и подарки, а также расходные материалы для творчества, обеспечивали бескорыстные дарители – фирмы, производящие и реализующие детские товары, а также издательства детской литературы. Их логотипы размещались на сайте, афишах и буклетах фестиваля, мы старались поблагодарить их во всех текстах, которые публиковались о фестивале в СМИ. Среди наших постоянных дарителей были издательства «Самокат», «КомпасГид», «Актёр.Режиссёр.Театр», «ГИТИС», компания ООО «Зодиак-В», производитель материалов для творчества компания «Гамма», холдинг «Алёнка» (Объединённые кондитеры). Но были и друзья, частные лица, которые в разные годы помогали нам деньгами, аппаратурой, транспортом.
Отсутствие целевого финансирования, в том числе и отсутствие грантовой поддержки, играло в судьбе фестиваля двоякую роль. Да, это очень усложняло работу команды и приводило к колоссальной усталости. Мы ничего не могли просто купить, просто заказать. И нам надо было тратить множество усилий, чтобы найти заинтересованных партнёров. Но, как уже было сказано выше, отсутствие денег давало фестивалю абсолютную творческую свободу и позволяло ориентироваться на смыслы и только на смыслы, не зависеть ни от каких посторонних образованию и творчеству интересов. Все наши церемонии: открытие, закрытие, пресс-конференции, - были лишены ритуального официоза и пафоса. Церемонии нужны были для афиширования правил игры, для создания сообщества, для того, чтобы сказать добрые слова всем тем, кому мы искренно хотели сказать эти слова. Никогда мы не должны были принимать на фестиваль коллективы, угодные «заказчику». Тем более, никогда мы не награждали коллективы, потому что этого требовал политес. Мы никогда не объявляли даже темы фестивального года. Репертуар складывался естественным путём. И наблюдая за тем, как меняются авторы и названия, жанры и стили постановок, мы исследовали реальные запросы времени.
Образовательное пространство фестиваля
Определение «Пролога-Весны» как фестиваля-семинара не было для нас случайным. Мы всегда полагали, что главное на фестивале образовательное пространство, в котором объединяются и дети, и взрослые, где в буквальном понимании нет ни учеников, ни учителей, но при этом каждый друг для друга учитель, и каждый может поделиться с другими своим опытом и воспринять чужой. Соотношение количества спектаклей и событий образовательной программы всегда было в пользу последней. Иногда на один спектакль приходилось по три образовательных события, а иногда по 5 или даже по 10. То есть на фестивале за 5 дней могло быть показано 15 или 20 спектаклей, и при этом в эти же дни могли пройти до 100 образовательных событий. Это и занятия детской редакции, и сквозные лаборатории по направлениям, разрозненные мастер-классы для детей и взрослых, творческие встречи, разнообразные обсуждения, прогулки и экскурсии, художественные мастерские и многое другое.

За многие годы сложилось несколько тропинок образовательных программ фестиваля, тропинки эти иногда переплетались и даже сливались на время, но всё-таки их можно различить:

  • исследование театральных профессий;
  • исследование в области смежных искусств;
  • исследование зрительского восприятия;
  • исследование современной литературы;
  • исследование в области журналистики и СМИ;
  • исследование города.

А все вместе они рано или поздно выходили на общий путь, помогающий соединить культуру прошлого и настоящего.

Сквозные лаборатории и отдельные мастер-классы по театральным профессиям вели самые разные специалисты: сами участники фестиваля, авторская группа и приглашённые специалисты. Среди них были как Российские, так и зарубежные коллеги. В разные годы на фестивале проходили занятия венецианской актрисы, занимающейся традиционной Итальянской комедией дель Арте Валентины Реккья; режиссёра, руководителя мастерских Музыкального училища им. Гнесиных и ГИТИСА Александра Каневского; режиссёра и драматурга, художественного руководителя театра «Парафраз» Дамира Салимзянова; режиссёра и лидера современного социального театра Бориса Павловича; режиссёра, драматурга, педагога, победителя конкурса «Учитель года» Александра Демахина; музыканта театра «Рыба кива», учителя музыки и победителя конкурса «Учитель года» Михаила Стародубцева; театральных художников Натальи Остроумовой, Татьяны Спасоломской, Константина Розанова, писателей Артура Гиваргизова и Дениса Драгунского и многих других.
При всей разнице наших тренеров, было в них и общее: мы выбирали тех педагогов и режиссёров, кому близки педагогические взгляды и методы руководителя Первой студии МХТ Леопольда Сулержицкого – партнёрские отношения учителя и ученика, поддерживающий стиль, совместный поиск нового в мире, в себе самом, в творчестве и искусстве. На этих встречах участники фестиваля занимались литературой, музыкой, историей культуры. И на любых занятиях работали методы и практики театральной педагогики, начало осмыслению которых положены именно Сулержицким, и именно в пространстве единого поля культуры.

В воспоминаниях Вадима Шверубовича рассказывается о том, как «Дядя Лёпа, милый Сулер» играл летом с детьми и взрослыми МХТ. Как организовывал путешествия в пространстве и времени, исследуя землю древних сарматов, и помогая участникам раскрыть одновременно тайны биологии, географии и культуры. Как сооружал флот, обучая и морскому и столярному делу, и истории мореплавания. Как устраивал индейское поселение, со всеми особенностями его архитектуры, огородной культуры и прикладного искусства. И мы стараемся играть на фестивале в похожие игры.

Нетрудно представить себе, как в таком формате проходят собственно театральные занятия, вне зависимости от того, кто их ведёт – педагог Пермского института культуры Марина Оленёва, режиссёр музыкального театра и педагог Хорового училища им А. В. Свешникова Наталья Анастасьева или ученики С. В. Клубкова – Михаил Быков, Юлия Рыбакова, Татьяна Лисичкина и др. Это знакомая каждому театральному человеку игра с телом, пространством, звуковой и визуальной средой, игра со словом, со смыслами, близкая любой гуманистической театральной школе.

Но в рамках образовательной программы «Пролога», как мы уже упоминали выше, были и иные занятия. Уроки географии педагога школы из города Сходни Светланы Бариновой (Андреевой), уроки биологии педагога школы «Класс-Центр» Андрея Филиппова и другие необычные опыты. Кто-то из них, выстраивая свой урок, опирался в большей степени на «Социоигровой стиль» А. П. Ершрврй и В. М. Букатова, кто-то на «Режиссуру и педагогику корня» С. В. Клубкова. Но всегда это были уроки личностного проживания образовательного материала, уроки активного творческого действия, партнёрства и импровизации. Были годы, когда главным образовательным направлением фестиваля было погружение в историю культуры. Были выделены фестивальные дни для необычных экскурсий с сотрудником объединённого музея «Коломенское» Еленой Гыске. Во время этих экскурсий, например, на территории Коломенского, участники превращались в элементы древнерусской архитектуры и строили модели дворцов и храмов из собственных тел. Или в пространстве класса под руководством искусствоведа и сотрудника издательства «Просвещение» Елены Кочеровой мы переносились поочерёдно в романскую базилику и капеллу дель Арена, слушали средневековый григорианский хорал и проторенессансную мессу папы Марчело, и следили за тем, что происходит с нашим телом: как оно отзывается на одни и другие культурные коды.

А иногда мы уделяли больше внимания интеграции различных видов искусства. И тогда происходили иные чудеса. Например, детский писатель и преподаватель классической гитары Артур Гиваргизов читал свои «музыкальные» сказки и рассказики, а участники фестиваля, объединившись в несколько оперных трупп, под руководством музыканта и дирижёра Михаила Стародубцева, создавали по мотивам этих произведений свои оратории. Или под руководством театрального художника Татьяны Спасоломской группы вытаскивали жребии, на одном из которых был указан автор, а на другом время года. И таким образом получались задания для создания пространственных инсталляций: «Чехов. Зима» или «Островский. Осень». А дальше в ход шли бумага, рейки, ткани полиэтилен, верёвки и вообще всё, что находилось под рукой. И рождались удивительные пространства.

А иногда главной становилась литература. И тогда все коллективы загодя получали тексты писателей, которые потом приходили на встречу с участниками фестиваля. Каждый коллектив готовил чтение с листа какого-то наиболее заинтересовавшего фрагмента. Дети читали, что они выбрали, и писатели читали своё. А потом обсуждали, чем отличались авторский и детский выбор и прочтение. Из этого проекта впоследствии родилось немало симпатичных спектаклей. Среди авторов были, например, Ксения Драгунская, Сергей Седов, Михаил Есеновский, Лев Яковлев, Жанар Кусаинова, Олжас Жанайдаров, Марина Аромштам, Юрий Нечипоренко, Ольга Громова и другие.
Творческая встреча с Д.Драгунским
Творческая встреча с М. Есеновским
Творческая встреча с М.Аромштам
И, конечно, всегда особенное внимание на фестивале уделяется обсуждениям спектаклей и письменной рефлексии – детской редакции, лаборатории театральной журналистики. В разные годы этой лабораторией руководили театровед и кандидат искусствоведения Александра Никитина, кандидат педагогических наук, сотрудник МПГУ Елена Колосова, учитель образовательной области Искусство Ольга Булак, художник и педагог КМТИ №61 Анастасия Каширина, актриса и режиссёр Екатерина Кочнева. И формы фестивальной прессы оказывались очень разными: ежедневные бумажные выпуски, тексты на пространственных инсталляциях, письма в ящичках каждого коллектива, визуальные коллажи, звуковые и видео дорожки. Детская редакция всегда была активно бьющимся сердцем фестиваля, местом непрерывного общения, эксперимента, горячих дискуссий. Детская редакция – это орган, цементирующий фестивальную жизнь. Мгновенная реакция на каждое событие, зафиксированная в слове, фотографии, рисунке, пространственной инсталляции. Редакционные реплики, композиции, письма, СМС-ки, листовки появлялись быстро и в самых неожиданных местах, активизируя общение, подталкивая участников навстречу друг другу, помогая снять барьеры между малознакомыми людьми. Организация жизни детской редакции – это отдельная тема, о которой мы писали не раз во многих педагогических изданиях.( Кое-что об этом можно узнать на соответствующей страничке фестивального сайта)

Проживание спектакля, исследование его образной ткани, его литературной основы, его социального послания – это необыкновенно многомерный путь к смыслам культуры. Поэтому каждый спектакль мы обязательно обсуждали со зрителями. И иногда не в одной, а в нескольких аудиториях сразу: с малышами, со средним и со старшим возрастом одновременно. С первыми в формате рисования и игры, со средними в методике блиц-диалога, со старшими в формате безоценочного интервью. Работая в МИОО и регулярно организуя фестиваль, мы разработали целую линейку специальных методик обсуждения, куда кроме названых входили обсуждения в тренинге, контекстные обсуждения, модифицированные дебаты. Также мы использовали методику кандидата педагогических наук, создателя Социоигрового стиля образования А. П. Ершовой «Шапка вопросов», регламентированную дискуссию и другие известные в культуре формы. Но иногда сами спектакли были так оригинальны, экспериментальны, так не похожи друг на друга, что для каждого мы изобретали особую форму обсуждения (Более подробно можно прочитать обо всех этих методиках на сайте «Файловый архив для студентов», где выложен материал, опубликованный нами в «Вестнике Московского образования» )
Обсуждение ( ведет Ю.Рыбакова)
Обсуждение (ведет О. Андрейкина)
Обсуждение ( ведет А.Никитина)
В 2016 году, когда площадка Центра творчества «На Вадковском» ремонтировалась, и мы работали в крошечном пространстве «Театрального особняка» мы решили, что покажем всего четыре спектакля, но зато поработаем вокруг них всеми возможными способами. Поэтому до спектаклей у нас были мастер-классы, посвящённые авторам, тексты которых были положены в основу. С помощью различных театральных тренингов – от музыкальных этюдов до сторителлинга мы исследовали природу и стилистику этих текстов. Потом мы смотрели спектакли. Потом проводили обсуждения в смешанных техниках. Потом, в случае когда авторы текста или инсценировки были нашими современниками, устраивали творческие встречи с ними. И, наконец, режиссёры отобранных спектаклей проводили для зрителей репетиции фрагментов, не вошедших в итоговую версию, работая с ними так, как в процессе подготовки работали с собственными детьми.

Последние годы, после того, как была уничтожена Кафедра эстетического образования и культурологи МИОО, где много лет работали участники авторской группы фестиваля, его проведение делалось всё более и более проблематичным. В 2017 году у нас совсем не было средств. И вот замечательные коллеги – театровед, кандидат искусствоведения, руководитель "Учительского клуба" в РАМТе Ольга Андрейкина, психолог, театральный педагог Московского драматического театра им. Пушкина Ольга Шевнина, режиссер оперного класса Академии хорового искусства им. В.С. Попова, создатель и арт-директор Маленького Мирового Театра Наталья Анастасьева, к.психол.н., профессор, кафедра психологической антропологии МПГУ Алексей Обухов и многие-многие другие пришли работать на фестиваль безвозмездно. Более того, многие из них вложили в фестиваль свои личные средства, а на своих страничках разместили отзывы о нём, как об очень значимом для себя событии.(Подробно об этом на сайте фестиваля и на его страничке )

Что же в первую очередь покорило участников этого фестиваля? Так же как и всегда – образовательное пространство… О том, что такого особенного в этих фестивальных «уроках», очень ясно написал Алексей Обухов: «Пожалуй, самым важным для меня стала атмосфера - уважительное отношение к мнению каждого, возможность открыто высказываться, безоценочные принятие и др. Мне очень понравилась форма работы на творческих лабораториях. Не все успел посмотреть. Но те, что увидел - очень разные и именно эта разность при единстве, что максимально что-то делают, чему-то учатся в действии сами дети - прекрасны! Фестивальных детей отличает открытость, готовность включаться в обсуждение, высказываться напрямик, большее принятие разнообразия, инаковости. Я вообще считаю, что для подростка - театр, в котором он может себя найти, выразить, понять, научится взаимодействовать - одно из самого ценного, что есть в образовании. И это не просто какой-то элемент доп. образования, а важная часть образовательной среды».

И действительно, занятия на нашем театральном фестивале могут быть самыми разными, но их объединяет самостоятельность творческого поиска, импровизационная атмосфера, доверие и уважение.
Спектакли на фестивале
Подход к отбору фестивальных спектаклей всегда был для нас очень сложным и ответственным делом. На первых фестивалях в нём участвовали только выпускники двухгодичной программы переподготовки. Фестиваль был их выпускным экзаменом. Потом к участию стали допускать режиссеров – выпускников С. В. Клубкова, обучавшихся у него в иных программах, в том числе на отделении Режиссуры любительского театра во МГУКИ. Потом фестиваль открылся для всех, для любых участников, исповедавших близкие нам художественные и педагогические принципы. Но всегда, даже в самые первые годы, непременным условием участия спектакля в фестивале была его художественно-педагогическая цельность и значимость, подлинность творческого поиска, и, следовательно, его живая ценность для зрителя.

Фестиваль, развиваясь во времени, постепенно отказался от конкурсной системы. Здесь нет 1-3 места, нет традиционных номинаций «За лучшую мужскую роль» или «За лучшую роль второго плана». В какой-то момент стало понятно, что яркое исполнение роли, особенно когда человек относится к младшей возрастной группе, может вообще не являться его личной заслугой. Иногда срабатывает удачное распределение, иногда мамина поддержка, иногда точно созданная режиссёром-педагогом игра, атмосфера, стиль общения или что-то ещё. Награждения на нашем фестивале происходят по авторским номинациям. То есть члены экспертного совета и жюри формулируют содержание награждений для каждого конкретного случая отдельно. Но «Положение о фестивале» даёт ориентир для этих формулировок:

«Основной принцип награждения фестиваля – формирование номинаций в соответствии с творческими особенностями представленных работ. Авторская группа фестиваля рассматривает все представленные работы по единым критериям, без деления на жанры и возрастные страты. Авторская группа исходит из убеждения, что художественная и педагогическая ценность работы зависит от адекватности замысла и воплощения, а не от возраста исполнителей и выбранного жанра.

Основные критерии:

  • содержательность творческого поиска режиссёра-педагога и актёров;
  • художественная ценность драматургического материала;
  • адекватность режиссерского решения авторскому замыслу;
  • адекватность режиссерского замысла возможностям и особенностям исполнителей;
  • соответствие исполнительской манеры жанру спектакля;
  • единство художественного решения спектакля и целостность художественного образа;
  • исполнительская культура.

Основанием для создания особых номинаций могут рассматриваться: зрительская культура и активное участие в различных фестивальных мероприятиях.

Эксперты имеют право присуждения наград от Экспертной группы с собственными призами.

Участники фестиваля, содействующие организации и спонсоры могут учредить свои призы и номинации по итогам работы фестиваля.

Призы и награды номинантам вручаются на закрытии фестиваля».

Таким образом, в индивидуальных дипломах детей могли появиться такие формулировки: «за глубину проживания и лёгкость исполнения», «за актёрский кураж и заразительность существования», «за трепетность и актёрскую искренность» и т.д. В дипломе режиссёра-педагога могло быть написано: «за подробную и тонкую работу с актёрами и текстом», «за острое чувство современности и смелость», «за точность, лаконичность и образность режиссёрского языка»… А коллективы могли получить дипломы в специально сформулированных для текущего фестиваля номинациях, например «Прорыв», «Сохранение культурной традиции», «Драматургический эксперимент» или что-то иное. Кроме того авторская группа, жюри, гости и дарители фестиваля могли учредить номинации за внесценическое существование коллектива или отдельного человека. Так появлялись награждения «самого отзывчивого товарища», «трепетного коллективного зрителя», «безотказного фотокорреспондента», «внимательного критика» и т.д.

Но прежде, чем коллективы попадали в фестивальную программу, с их руководителями подписывались специальные соглашения, в которых было обозначено условие: спектакль допускается к показу, обсуждается зрителями и экспертами и награждается от жюри фестиваля ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, если участники коллектива принимают участие во всех образовательных событиях, адресованных их возрасту. Фестиваль «Пролог-Весна» не допускает возможности показа ради самодемонстрации. Его участниками могли стать только те, кому были интересны другие. И бывали случаи, когда спектакль, обозначенный в афише на третий или четвёртый день фестиваля, снимался с показа, потому что коллектив два дня игнорировал фестивальные события. А бывало, что коллектив, показав свой спектакль, и затем, исчезнув с фестиваля, исключался из списка награждений. И эти коллективы уже никогда больше не имели шансов попасть в его афишу, хотя и присылали заявки вновь.

Формируя афишу каждого конкретного фестиваля, мы просматривали все присланные работы, и начинали думать о концепции, которая выстраивается для всего фестиваля и для каждого отдельного дня. Иногда дни объединялись по возрастам, иногда по авторам или проблематике, иногда по стилистическим приёмам или жанровым признакам. И когда уже становились понятны очертания дня, его особенность, направленность, интересы поиска его участников, мы начинали думать об образовательной программе, наиболее органично вписывающейся в его концепцию. И если мы понимали, что спектакли этого дня интересны работой с пространством и визуальным образом, мы старались именно на этот день запланировать работу с театральными художниками, а если спектакли были любопытны обращением к новейшей литературе, то именно в этот день организовать встречу с издательствами и т.д.

Спектакли фестиваля были бесконечно разнообразными как по выбору репертуара, так и по стилевым, художественным решениям. Нередко в афише появлялись спектакли, созданные по авторским пьесам режиссёров – выпускников образовательной программы «Пролога». Эти пьесы были написаны во время обучения в семинаре под руководством Дамира Салимзянова. Некоторые из них опубликованы в альманахе «Звонок» издательства «Я вхожу в мир искусства» Всероссийского Центра Художественного Творчества. Это трогательная пьеса о первой школьной любви Людмилы Соколовой «Здравствуй, Дедушка Мороз!», пронзительная лирическая драма Екатерины Орловой «Всё лучшее детям!» и искромётная семейная комедия Натальи Конышевой «Фрикадельки в фантиках».
Не все заслуживающие внимания авторские произведения режиссёров студий могли быть опубликованы, потому что порой они оказывались сложносочинёнными и практически внетекстовыми. Ставший одним из фаворитов фестиваля спектакль «Беги, дитя, не сетуй» Театра «Птица» из Ижевска был создан в таком тесном сотворчестве режиссёра-педагога Светланы Шанской со своим коллективом, что текст было практически невозможно отделить от сценического воплощения. Чтобы рассказать историю о детском доме в Свияжске, где во время войны оказалась мама Светланы Георгиевны, она со своим коллективом отправилась туда в экспедицию. Спектакль состоял из этюдов, песен, диалогов, пластических зарисовок, сотканных в единую ткань повествования.

В репертуаре фестиваля всегда можно было увидеть спектакли, созданные по произведениям новейшей детской литературы. Коллективы много раз обращались к пьесам Ксении Драгунской, и одной из самых незабываемых постановок стала «Большая меховая папа» студии «ЭсТер» (Москва) под руководством Лилии Бандуриной. Прежде, чем профессиональные театры заметили прекрасную повесть Нарине Абгарян «Манюня» её поставила в театре-студии «Пластилин» (Москва) Марина Бахтина.

Беги дитя, не сетуй. Птица
Внезапным открытием стал спектакль театрального коллектива «Маска» из Пушкинских гор по произведениям автора, существующего исключительно в интернет пространстве, Камелии Санрин «Сладко-горькие истории о нас». Режиссёр Марина Журавлёва со своими студийцами открыла в этом тексте совершенно новый язык поколения, где всё, казалось бы, воспринимается легко, все темы как бы скользят по поверхности, но в этой лёгкости есть удивительная искренность и отторжение ложного пафоса и фальшивой значительности, нередко навязываемого ребёнку социумом. Несколько очень удачных работ фестиваля в разные годы были показаны по коротким рассказам Артура Гиваргизова. Самому автору ближе всего были работы студии «Арлекин» из Лесного. Руководитель студии Ирина Власова в спектакле «В честь короля!» и других работах по произведениям этого автора сумела сохранить баланс между юмором и нежностью, который очень важен для авторского мира Гиваргизова. Особое место в ряду спектаклей по новейшей литературе и драматургии заняла постановка «Прекрасное далёко» по пьесе Даниила Привалова. Театральный коллектив «Проjект» (Москва), показавший эту работу – это группа старшеклассников Московской Вальдорфской школы №1060, собранная ученицей 11 класса Алиной Саранча. Это зачётная творческая выпускная работа школьницы, сделанная ею самостоятельно при поддержке куратора Михаила Стародубцева. Всё в этой работе покорило зрителей фестиваля и жюри: умение грамотно и бережно сократить текст, визуальный и музыкальный образ спектакля, работа с актёрами, внятность художественного и социального высказывания. Работа Алины была очевидным доказательством того, что бережно созданное образовательное пространство даёт возможность развернуться и окрепнуть авторской позиции молодых людей уже в школе.

А завтра была война. Доминанта
Немало памятных спектаклей фестиваля были поставлены по произведениям авторов второй половины XX века. Среди них лирические сказки, озорные комедии и горькие, драматические, даже трагические произведения. А иногда всё это соединяется внутри одного спектакля. Молодежная студия-театр «Доминанта» (Пермский край, г. Губаха) показала на фестивале в разные годы читку пьесы Бориса Васильева «Завтра была война» и «Дневник Анны Франк». Режиссёр Любовь Зайцева умеет выстроить повествование очень точно, почти скупо, сдержанно, но при этом так плотно насытить повествование мыслью и чувством, чтобы зритель легко восполнил простоту языка собственными ассоциациями.
Открытием и потрясением фестиваля стал спектакль «Белое на чёрном» по роману Рубена Давида Гансалеса Гальего, поставленный в Ярославском Детском театре «Надежда», режиссёрами-педагогами Константином и Ириной Корниенко. Страшная автобиографическая история испанского мальчика-инвалида, оставленного в российском детском доме, прозвучала в работе этого театра гимном силе человеческого духа. Тонким, философским, неоднозначным, был спектакль ПРОСТО театра ГОУ СОШ №1360 (Москва) «Про мою маму и про меня» по пьесе Елены Исаевой. Режиссёр Ирина Павлова выстроила в этом спектакле глубокий диалог между поколениями: военным, послевоенным и теперешним. Сказки в литературе этого времени были представлены на фестивале разных лет скорее как подростковые и взрослые, нежели как детские произведения. Они были, как правило, философичны, лиричны, сочинены сложно. Это и спектакль «Где-то вдалеке пел дрозд» по Тоону Телленгену театральной студия «Однажды» (Москва, режиссёр-педагог Полина Печёнкина), и спектакль «Вместе с землёй» по произведениям Сергея Козлова и Артура Гиваргизова театра-студии «Академия ХМ!» (Краснознаменск, Режиссёры – Максим Змиевский и Ирина Есина), и «Ёжик в тумане» по мотивам сказок С. Козлова театра-студии «КОД» (г. Пермь), куда режиссёр Мария Оленёва удивительно органично вплела тексты А.Рембо и У.Шекпира. В этом ряду звонкий и безоблачный спектакль «Восьмая нота МЕ» по мотивам пьесы «Тук-тук! Кто там?» Михаила Бартенева образцового детского музыкального театра-студии «Гармония» МАОУ СОШ №40 им. М.К.Видова города Новороссийск, поставленный Галиной Сырохватовой и Светланой Титовой, смотрелся, скорее, исключением. Конечно, всегда были в репертуаре фестиваля и работы по произведениям, ставшими классикой. И всегда это был очень живой поиск современного звучания. Одной из самых дерзких работ фестиваля по классике стал спектакль «Мольер вдвоем» по мотивам пьесы Жана-Батиста Мольера «Дон Жуан». Студия 11 «А» школы №123 (Москва) под руководством режиссёра-педагога Александра Андреева сочинила историю про любовь, соперничество, дружбу, конфликтное сотворчество «девочки-отличницы» и «протестного мальчика», читающих Мольеровскую пьесу. Неожиданными были все спектакли кукольного театра «ТРЯМ» начальной школы ЦО №1811. «Конёк-Горбунок» и «Снегурочка» парадоксальным образом рассказывали о тех, кто играл в этих спектаклях, об их взаимоотношениях со временем и пространством, друг с другом. Одним из самых пронзительных был спектакль «И не забудь про меня» (Король Матиуш) по Я. Корчаку. Режиссёр-педагог этих спектаклей Татьяна Лисичкина умеет выстроить такие взаимоотношения между куклой и ребёнком-исполнителем, что любое произведение обретает притчевое звучание. Экспериментами в области синтеза языка старинных и остро современных форм театра всегда отличались работы режиссёра КМТИ №61 Натали Набатовой. Может быть, наиболее интересным в этом плане стал спектакль «Жаворонок» по пьесе Ж. Ануя. Театральная студия «Кукарямба» из Ясногорска и её режиссёр-педагог Зоя Хлопникова нередко предлагали фестивалю работы, где классический текст звучал предельно легко, прозрачно, внятно, где минимально стилизованные костюмы и лёгкие ширмы становились пространством встречи современного молодого человека и его почти ровесников прошлого. Такими были «Лёгкое дыхание» по И.Бунину и «Граф Нулин» А.Пушкина. Вообще «солнца русской поэзии», на фестивале всегда было много, и не только в юбилейные годы. Всех «Нулиных» и других произведений Пушкина, показанных здесь, не перечесть. Но особняком стоят работы театра-студии «Паяцы» (Москва) и «Академии ХМ!» (Краснознаменск). Спектакль «Страсти по Мусеньке» по произведениям Марины Цветаевой и Александра Пушкина театра-студии «Паяцы» режиссёров Андрея Левицкого и Юлии Быстровой был выстроен в жанре поэтического театра и одновременно траги-фарса. Здесь молодым исполнителям был предложен очень жёсткий режиссёрский рисунок, очень много значил ритм, целостность и единство ансамблевой игры. И полной противоположностью оказался спектакль «Анджело» по одноимённой поэме Александра Пушкина. Режиссёры «Акажемии ХМ!» Максим Змиевский и Ирина Есина выстроили работу, где главным было индивидуальное актёрское прочтение текста, где на исполнителей, работавших практически без декораций и костюмов, в очень скромных статичных мизансценах, ложилась огромная ответственность, потому что им предоставлялась очень большая творческая свобода. И текст Пушкина, не изменённый ни в одном слове, прозвучал в их исполнении пронзительно остро и современно. Было бы совершенно невозможно и бессмысленно перечислять все спектакли, которые запомнились участникам фестиваля, к которым мы мысленно возвращаемся до сих пор. Обо многих из них можно прочесть на сайте фестиваля: в разделе «Пресса» или в сборнике МИОО «Большая игра», размещённом на странице сайте «Книжная полка» Многие из них представлены на сайте фотографиями Михаила Быкова.
Образовательный фестиваль как антитеза обществу потребления
Сегодня фестивали, подобные «Пролог-Весна», всё активнее вытесняются обществом потребления в маргинальную зону. О коренных противоречиях между задачами, миссией театральной педагогики и современными трендами на успешность и эффективность нередко говорится на российских и зарубежных творческих и педагогических конференциях, в том числе финскими и немецкими коллегами – Тинтти Карпиннен, Маргиттой Вооп, Индуной Хеген, Дагмар Домрёз.
«Лозунг мира: «Оптимизируй свою жизнь. Будь максимально эффективным». Это системная, структурная ошибка. Человек рождён не для этого. Театры стараются выслужиться перед обществом прагматиков. А если и стараются сохранить свои идеи, то должны доказать на уровне документов, что они прагматичны. Государство формулирует внешний запрос. А на самом деле задачи должны исходить из внутреннего мира ребёнка. И мы, театральные педагоги, должны доказывать, что нельзя насаждать в детском театре никакую тематику и проблематику. Мы должны следовать только за запросом внутреннего мира ребёнка»
Маргитта Вооп
«Легче управлять людьми, если они не способны выражать себя. Сейчас всё меньше и меньше людей работает на то, чтобы принести всё больше и больше денег ещё более ограниченному количеству людей. Мы заставляем мир работать всё быстрее и быстрее. Но мы, человеческие существа, не успеваем за такой скоростью»
Тинтти Карпинен
Если сообщество театральной педагогики, педагогики искусства, гуманистической педагогики не будет действенно противостоять этому процессу, мы рискуем полностью потерять осмысленное культурно-образовательное пространство детского театрального фестиваля.

Эта тема требует широкого обсуждения, консолидации тех лидеров и тех структур, которые сегодня отваживаются проводить образовательные фестивали. Для сообщества, которое заинтересованно в развитии качественного неформального образования, в том числе открытого – вне стен школы или Вуза, важно осознать, куда и зачем оно вкладывает свои силы. Ориентация на подлинные потребности детей, подростков, юношества, на подлинные потребности семьи, во многом противоречит ориентации на искусственно созданные тренды, мало совместимы с ориентацией на массовое сознание и цели общества потребления. Сейчас как никогда это противоречие становится очевидным. Мы стоим на новом витке смены образовательных трендов. Государство вновь предлагает нам обратить особое внимание на театр в школе и театральную педагогику. 30 ноября 2021 года на площадке Театрального института имени Бориса Щукина прошло расширенное совещание о развитии школьных театров в России, где присутствовал Министр просвещения России Сергей Кравцов. Он отметил, что «к сегодняшнему дню только в 7 тыс. из 40 тыс. школ созданы школьные театры» (Запущена программа создания школьных театров. Портал Министерство просвещения Российской Федерации ), напомнил о многочисленных поручениях Президента и подчеркнул, что «в каждой школе, где есть советник по воспитанию, уже должны быть открыты школьный театр и спортивная секция». С этого момента в Москве и регионах активизировалась работа по возвращению театра в школы. Но уже сейчас видно, что за этими призывами, приказами, программами далеко не всегда стоит знание и понимание темы. И то, чем обернутся возможности постановления правительства о развитии школьных театров, программ Министерств Просвещения и Культуры «Культура школьникам» и «Школьная классика», во многом зависит от того, насколько сообщество будет готово отстаивать содержание и смыслы и противостоять насаждению симулякров и видимостей.
*В статье использованы фото, сделанные Михаилом Быковым, Дарьей Крыловой, Александрой Щанкиной, Светланой Реховской.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda