Лилиана ГАЛЬВАН ОРЭ
Театральная педагогика в Перу
Взаимодействие различных регионов и учреждений образования.

Стратегии и инициативы местных сообществ и государственного управления.

Мы в соцсетях

Лилиана ГАЛЬВАН ОРЭ (
Calle San Ignacio de Loyola 255- 701, Мирафлорес, Лима, ПЕРУ).

Лилиана Гальван имеет степень бакалавра и лицензию педагогического психолога Университета Каэтано Эредиа. Она также театральный режиссёр, была художником и директором театра для детей, театральным педагогом, работавшим с детьми и юношеством, деканом факультета психологии (UPC), искусства и культуры, советником Министерства образования и экспертом проектов культурной трансформации в Министерстве культуры. Она специалист по разработке учебных программ и методологии обучения через искусство. Лилиана является сторонником творчества и инноваций. Она международный лектор и духовный наставник.


В настоящий момент Лилиана Гальван работает в Международной ассоциации драмы, театра и образования IDEA и является вице-президентом исполнительного комитета (2021-2024).

Лилиана ГАЛЬВАН ОРЭ
Сегодня мы предлагаем читателям познакомиться с докладом Лилианы Гальвани, представленном на 6-ом симпозиуме МГПУ «Город и образование», где она рассказывает о театральной работе с детьми в Перу.
Сегодня я буду рассказывать о проекте, в котором есть 5 основных вех. Первое - это контекст; второе – национальный форум; третье – это национальная образовательная программа; четвертое- государственный фестиваль «Тинкуй»; и пятое – это практики театров, в которых я принимаю участие. Дело в том, что я участвовала в разработке образовательных программ и деятельности Министерства образования Перу. Я была внутри этого процесса, поэтому смогу более подробно поделиться информацией.

Мы находимся в Южной Америке, в Перу. Важно отметить, что в Бразилии, например, изучение искусств стало обязательным с 1998 года. Когда в разных странах изучение искусств стало обязательным в школе (в 2006 в Аргентине, в 2015 в Чили), Перу была одной из последних стран, которая присоединилась к этому. Изучение искусства стало здесь обязательным в 2016 году.
Образовательная программа называется «Искусство и культура». Почему такое название? В 2015 году я получила очень серьезное приглашение участвовать в разработке, в развитии общенационального форума в Перу. Это многонациональный проект, который охватывает всю страну, все регионы. Это и Амазонские джунгли, и юг страны, и центральная часть со столицей Лима, и север. Со всеми этими регионами я в рамках проекта взаимодействую.

В первую очередь мы ориентировались на сохранение местных языков. Также были созданы специальные советы, региональные советы, которые обсуждали и выбирали какие-то основные элементы программы, и затем общенациональный совет принимал решения. Очень важным ключевым компонентом программы является разнообразие, и то, как участники (это те, кто разрабатывали программу) определяли для себя что это такое.

Для того, чтобы начать эту работу по внедрению обязательного образования в области искусства, нужно было начинать вовлекать педагогов. Конечно, в первую очередь это были педагоги искусств, но также и педагоги других предметов. Очень важно было услышать голоса педагогов, узнать об их опыте, об их практиках, и совместно разработать общее видение будущей образовательной программы по искусству. По итогам этого форума мы с коллегой написали книгу. Там были систематизированы все полученные знания, весь опыт педагогов, их ожидания и были определены цели. В том числе, это создание такой программы, которая бы укрепляла и поддерживала, как индивидуальное культурное сознание людей, так и общенациональное. Интересно было узнать об опыте педагогов.

Допустим, в регионе Амасонас педагоги говорили о том, что искусство вообще является частью их повседневной жизни, очень важной частью. Это проявляется через ритуалы, обряды, которые они совершают, через их веру. Интересно отметить, как педагоги построили или как они видят план развития искусств в своем регионе.

Мы создали иконографичесие изображения, иллюстрирующие разные понимания. Одно изображение – это такое, достаточно стандартизированное, линейное понимание. А вот другое, в виде дерева –было создано педагогами в регионе Амасонас. То есть видно, что здесь не линейное время, а здесь такое дерево с корнями и ветвями.
Мы понимаем, что культура является очень важной частью жизни этих регионов, и для нас было важно соединить в образовательной программе эту культурную жизнь с обучением искусству. Поль Рикёр, французский философ, говорит о том, что возможно создание коллективной идентичности в более осознанном и целостном видении. Но для этого нужно, чтобы мы понимали наше настоящее не как какой-то образ или комплекс воспоминаний, а чтобы мы активизировали свой потенциал и направили его в будущее. И таким образом встает вопрос: а как мы можем активизировать наш потенциал, чтобы построить совместное будущее? Я была приглашена в качестве национального консультанта для разработки образовательной программы по искусству в 2016 году. Мы работали в большой команде экспертов, и разработка программы заняла, конечно, больше, чем 1 год.

А всего эта программа включает 11 компетенций. Я подробно предлагаю остановиться на одной выделенной компетенции.
Здесь сказано, что ученик должен ценить художественное и культурное проявление и создавать художественные проекты, используя различные языки искусства. Это был первый опыт, фактически первый раз, когда на институциональном уровне обратили внимание на культуру, на то, какое место, какую важную роль она играет в жизни социума, и изучали это, в первую очередь на локальном, а затем региональном и общенациональном уровне. И международном также. Было очень важно воодушевлять, мотивировать учеников создавать какие-то творческие проекты. Подход был поликультурный и междисциплинарный. То есть важно было использование как традиционных, так и современных художественных инструментов и практик в качестве инструмента обучения.

В первую очередь мы хотели отойти от традиционного преподавания искусств через фольклор в школах. Обычно там таким образом обучали искусствам. Но, не было, например, театральных кружков. Для нас было важно, чтобы были современные театры, современная драматургия и обучение этому. Также используются инновационные методы, инновационная педагогика, например, в том, как рассказывать историю в жанре сторителлинга. И мы используем различные инструменты, различные языки искусства.

Программа для начальной и средней школы заключается в том, что в начальной школе искусство могут преподавать педагоги общего профиля. И здесь идея в том, чтобы преподавать, обучать таким интегративным способом. А уже в средней школе преподавание ведут преподаватели, педагоги, которые специализируются в том или ином направлении. В средней школе ученики могут выбирать 2 любых направления, комбинировать их. Например: это театр и танцы, или музыка и изобразительное искусство. Важно, что в неделю обязательно 3 часа занятий по искусству.

Интересно отметить, что, когда дело дошло до разработки образовательной программы, выяснилось, что в стране недостаточно педагогов по искусствам. Приходилось искать решение этой проблемы. Были разработаны специальные рекомендации, руководства для педагогов по обучению различным направлениям искусства и культуры. И помимо этой обязательной образовательной программы по искусствам, Министерство образования также запустило проект, который называется «Экспресс-арте», то есть выражение себя через искусство. И это такой дополнительный проект, в котором могут участвовать, как ученики начальной школы, так ученики средней школы. Это отдельные художественные группы.

Важно сказать, что в Перу есть, так называемые, ядерные школы - основные школы. Их было около 500, сейчас это число снизилось, и сейчас их 277. Это связано с различными факторами, в том числе с тем, что в Министерстве образования часто происходят кадровые перестановки. И вот такой сейчас сложный период для образовательной системы. Ну ядерная школа, что под этим подразумевается? В том числе то, что в ней представлены все направления деятельности, и, например ученики из других школ могут приходить на какие-то творческие кружки и заниматься там весь день. Помимо театральных кружков также очень интересный проект музыкальный, связанный с творческими кружками-оркестрами.
Тинкуй
Сейчас я хочу более подробно рассказать об очень крупном и важном фестивале. В 2022 году я была его куратором и директором. Это фестиваль культур, который объединяет локальные культуры всей страны в рамках одного фестиваля. Фестиваль называется «Тинкуй», и можно перевести как «Встреча». Он начался в 2012 году, и с тех пор было проведено 11 фестивалей. Это очень-очень важный, крупный фестиваль, он поддерживается на государственном уровне. Он очень активно продвигается в массмедиа. Это такое главное событие года.

Интересно то, что в этом фестивале участвует примерно 55 малых народов страны, сообществ, и все они съезжаются в Лиму, в столицу Перу вместе с детьми. То есть это такое огромное, очень масштабное событие. Фестиваль - это распределенная структура. Все начинается с того, что в каждом регионе, в каждом малом сообществе проводятся локальные конкурсы, и в итоге выбирается делегация, которая поедет как представители сообщества уже на большой фестиваль в Лиму. В фестивале участвуют родители, дети, педагоги. И, что интересно, также шаманы сообщества. Фестиваль длится неделю, поскольку участникам нужно время, чтобы адаптироваться. Они съезжаются из разных регионов страны, приезжают из другого климата. Для них в Лиме все новое. Новая еда, новые люди, новые друзья. Живут они в специальных домиках по 12 человек.


В целом фестиваль очень сложный и масштабный по структуре. Фестиваль начинается с особой церемонии, которая называется «Пача мама», ее ведет шаман. Это такой ритуал отдавания благодарности Земле. И в целом весь фестиваль состоит из подобных важных ритуалов. Важным элементом фестиваля также является его тотем. Тотемное животное выбирается каждый год. И это тоже большой конкурс на то, какое выбрать животное. И вот в 22-м году это была Мышь. Но, это не просто мышь, это тоже тотемное животное одного из племен-участников.

Участники фестиваля - это примерно 200 детей и подростков, 90 педагогов, шаманов, родителей. Всего 60 делегаций.
А теперь о важности этого фестиваля, о том опыте, который получают участники. В первую очередь это обмен знаниями между сообществами и их мудростью. Также это то, что участники учатся взаимодействовать друг с другом на демократических основах. Например, они выбирают парламент, они выбирают главу этого парламента, и в течении всего фестиваля им нужно принимать различные решения. То есть они учатся это делать. И важный момент - то, что по итогу этого фестиваля участники пишут большой манифест, и съезжаются в правительственное здание, президентское, и зачитывают этот манифест Президенту.

И в течении фестиваля, естественно, участники реализуют различные культурные и художественные проекты. Например, показывают презентации, читают стихи, участвуют в постановках. Но, цель этого всего – подготовить проект выступления к финалу фестиваля.

Был спектакль в честь бабушек и дедушек, в честь мудрости предков. То есть главная идея этого представления была в том, что мы теряем мудрость предков и нам нужно ее сохранять.

Я работаю как педагог в детском доме в Лиме. Я тут работаю 6 часов в неделю как руководитель театрального кружка. И интересно, что в этот театральный кружок приходят дети не только из детского дома, а просто из других семей, чтобы участвовать. Была запущена по телевидению программа, которая рассказывает о том, как в школах обучают искусству. И это очень важно, что теперь есть целая передача, возможность на телеканале смотреть об этом.

По результатам, по итогу каждого фестиваля готовят книгу. Она на испанском, но в ней можно посмотреть фотографии, рисунки, то есть вообще посмотреть, как участники проводят эти 7 дней фестиваля. А еще есть исследовательский портал, где всё это тоже представлено. А ещё есть сайт где представлены результаты исследований, которые я вела по разным странам: как искусствам обучают в школах различных стран и регионов. Этот сайт на английском и на испанском.
Мы также предлагаем вашему вниманию презентацию, которой Лилиана сопровождала свой доклад.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda