Внедрение организационно-методической модели деятельности школьного театра
Мы в соцсетях
Описание условий внедрения организационно-методической модели деятельности школьного театра включает в себя организационно-управленческие действия, обеспечивающие внедрение модели, информационно-просветительскую работу и организационно-методическую работу, направленную на обеспечение внедрения модели в образовательный процесс школы.
Организационно-управленческие действия
Перед включением школьного театра как части театральной практики в образовательный процесс школы, необходимо понять: кто такой театральный педагог в общем образовательном поле, какова его роль. Возможные варианты ответа лежат в диапазоне от специалиста из сферы дополнительного образования, который восполняет культурные дефициты и расширяет культурный горизонт (в этом случае он фигура желательная, но не обязательная) до профессионала, который владеет культурными инструментами, позволяющими проектировать и создавать условия становления и развития личности обучающихся, выстраивающего процессы социализации и инкультурации, работающего с проблемами внутреннего человека (очевидна принципиальная неустранимость фигуры этого специалиста в образовании).

Определение места театрального педагога в образовательном процессе данной организации в зависимости от понимания его роли в общем процессе образования. Необходимо также решить будет ли достаточно в школе одной такой фигуры, или необходима работа команды, а может быть важно оснастить отдельными инструментами театральной педагогики всех учителей.

Уточнение программ развития образовательной организации с учетом включения ресурса школьного театра в образовательный процесс школы. Для образовательногй организации, внедряющей методы театральной педагогики в образовательную систему школы важно закрепить в концептуальных документах место и назначение/миссию этого направления в общей деятельности организации (см. Концепцию МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского» о значении со-бытийной среды и роли театральной педагогики в её создании; см. в Концепции ГКОУ «Школа-интернат для глухих детей» главу, посвящённую миссии школы).

Необходимо определить (выбрать из существующих или разработать авторскую концепцию) общие театрально-педагогические программы и концепции, с которыми рекомендовано познакомиться всему педагогическому коллективу.

При планировании годовых образовательных программ представляется целесообразным в соответствии с концептуально-уставными документами, а также возможностями коллектива каждой конкретной школы определить время и место обращения к определённым формам театрально-педагогической деятельности (например, рекомендуемое место создания фольклорного праздника, проводимого совместно с родителями; место ролевых игр или психофизического тренинга на общеобразовательных уроках; место театрального проекта, создание особого театрального пространства; посещение и обсуждение спектаклей профессиональных театров; театральная форма проведения методических объединений или педсоветов).

При последовательном и целенаправленном включении театральных практик в образовательный процесс необходимы внутренние документы, регламентирующие деятельность педагога, реализующего театральную образовательную деятельность (руководящего школьным театром). В действующих документах, описывающих рейтинг образовательной организации, в настоящий момент учитывается только внешняя успешность работы в области дополнительного образования: участие и победы в конкурсах, проходящих под эгидой управления образования. Отсутствие строки о театрально-педагогической деятельности – серьезный управленческо-регламентирующий дефицит. Театральная педагогика, обеспечивающая со-бытийность и создающая открытую художественно-творческую образовательную среду школы, никак не может измеряться победами в конкурсах. Более того, в рамках театральной практики задания формулируются таким образом, чтобы у обучающихся формировалась установка не на конкуренцию и конкурентоспособность, а на сотрудничество. Миссия такой педагогики лежит в создании условий для личностных и метапредметных результатов через создание особого коммуникативного пространства сопричастности. Успешность деятельности театрального направления заключается не в количестве проведенных мероприятий или завоеванных наград, а в изменении социального климата школы (города, сообщества и т. д.): в уровне дружественности и партнёрства детско-взрослой общности, в структуре и иерархии коллективных ценностей, в образовательной активности как обучающихся, так и учителей школы.
Описание организационно-методической модели деятельности школьного театра
Организационно-методическая модель деятельности школьного театра предполагает в качестве ведущей деятельности руководителя школьного театра сопровождение личностно-смыслового развития учеников школы в создаваемой (режиссируемой) художественно-творческой среде школы. Модель является теоретически выстроенной совокупностью представлений о том, как выглядит система этого сопровождения, как она создает условия для взаимодействия с участниками (субъектами) сопровождения, как отвечает на изменения во внешней и внутренней среде, как обеспечивает достижение поставленных целей, способность к устойчивому развитию и обеспечению жизнеспособности сопровождаемых участников.

Структура и содержание организационно-методического сопровождения состоит из следующих блоков: диагностического, ценностно-смыслового, методического. В методическом блоке выделяются три направления работы: информационно-методическая, организационно-методическая и практическая (опытно-апробационная).

Диагностический блок

Включение театральной практики и форм театральной деятельности школьников в образовательный процесс школы начинается с этапа диагностики и сбора информации о внутренних и внешних возможностях, которые наличествуют у педагога (команды педагогов) для работы по режиссуре образовательной среды. К этому этапу относятся:

  • оценка готовности к такого рода деятельности учеников и их родителей;
  • понимание специфики театральной педагогики и театральных образовательных проектов коллегами (внутри коллектива школы и шире, в сетевом педагогическом сообществе);
  • уточнение возможностей административно-управленческой поддержки проекта и т. д.

На этом же этапе необходимо оценить пространственные, временные, технические возможности реализации театрально-образовательной деятельности, включающей выбор вариантов форм организации школьного театра.

Ценностно-смысловой блок

Необходимым условием существования художественно-творческой среды является ориентация на подлинное продуктивное действие и личностное присутствие всех участников образовательного процесса. Это предполагает личностную включенность, неформальное отношение к происходящему, заинтересованность в конкретных результатах деятельности.

Методический блок

Этот блок предполагает три направления работы:

  • информационное обеспечение процесса создания открытой художественно-творческой образовательной среды образовательной организации в одной из форм организации школьного театра;
  • собственно организационные действия (режиссура / проектирование образовательного пространства во всей школе, на уроке и во внеурочной деятельности в различных организационных формах);
  • практическая реализация (выбор и реализация конкретных форм театрально-образовательной деятельности школьного театра).

Говоря о возможных формах театрально-образовательной деятельности школьного театра, с ориентиром на мотивацию школьников, можно выделить три типа школьных театров:

«братство» – причастность общим темам и смыслам, включенность в интересные проекты, особая форма взаимодействия в школьном театре – создают особую событийную атмосферу, которая является наиболее значимой для ребят (иногда сами участники, рассказывая о своей студии говорят: «мы – банда», имея ввиду особый тип сплоченности, отличающий их от всех остальных);

«образ» – очень частое название для театральных студий. Ориентация на конечный продукт: спектакль, перформанс, театрализованную экскурсию, класс-концерт и т. п. – определяют в качестве детского приоритета работу с художественной формой, поиск художественных форм воплощения исходного замысла. В этом направлении много работают с классикой, ищут современные формы интерпретации;

«лаборатория» – современный театр, особенно те его формы, которые работают в социальном направлении очень часто свои творческие поиски называют исследованиями, а группы – лабораториями. Это направление работы школьного театра привлекает тех, кому интересны исследования художественным методами [1] .

Педагог, моделируя личностнозначимую ситуацию, помогает юному человеку узнавать себя и открывать смысл событий, с которыми тот сталкивается в мире, способствуя пониманию им мира и своего места в нем через особый тип режиссуры – режиссуры события внутри образовательного пространства. Важно отметить, что такая практика может строиться как в дополнительном образовании (в школьном театре или студии), так и в урочном, поскольку может иметь различную предметную отнесенность.


[1] Спасская Маргарита Андреевна Новые подходы к зрительскому со-участию в театре после перформативного поворота // Ярославский педагогический вестник. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-podhody-k-... (дата обращения: 20.03.2023)
Организационно-управленческие действия
1. Задумываясь о включении школьного театра (театральных практик) в образовательный процесс школы, необходимо понять: кто такой театральный педагог в общем образовательном поле, какова его роль? Это специалист из сферы дополнительного образования, который восполняет культурные дефициты и расширяет культурный горизонт? В этом случае он фигура желательная, но не обязательная. Есть – хорошо, нет – ничего страшного. Тогда можно встречи школьного театра перенести, сократить, а уроки театра, как и уроки музыки, отдать подготовке к ЕГЭ или проверочной контрольной работе. Но если увидеть в нем профессионала, который владеет культурными инструментами, позволяющими проектировать и создавать условия становления и развития личности обучающихся, выстраивающего процессы социализации и инкультурации, работающего с проблемами внутреннего человека, то очевидна принципиальная неустранимость фигуры этого специалиста в образовании. И тогда необходимо определить место театрального педагога в образовательном процессе данной организации. А также решить будет ли достаточно в школе одной такой фигуры, или необходима работа команды, а может быть важно оснастить отдельными инструментами театральной педагогики всех учителей?

2. Уточнение программ развития образовательной организации с учетом включения ресурса школьного театра и шире театральных практик в образовательный процесс школы. Для образовательной организации, внедряющей методы театральной педагогики в образовательную систему школы важно закрепить в концептуальных документах место и назначение / миссию этого направления в общей деятельности организации (см. Концепцию МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского» [1] о значении со-бытийной среды и роли театральной педагогики в её создании; см. в Концепции ГКОУ «Школа-интернат для глухих детей» [2] главу, посвящённую миссии школы).

3. Представляется также важным определить общие театрально-педагогические программы и концепции, с которыми рекомендовано познакомиться всему педагогическому коллективу (см. Список литературы).

4. При планировании годовых образовательных программ представляется целесообразным в соответствии с концептуально-уставными документами, а также возможностями коллектива каждой конкретной школы определить время и место обращения к определённым формам театрально-педагогической деятельности (например, рекомендуемое место создания фольклорного праздника, проводимого совместно с родителями; место ролевых игр или психофизического тренинга на общеобразовательных уроках; место театрального проекта, создание особого театрального пространства; посещение и обсуждение спектаклей профессиональных театров; театральная форма проведения методических объединений или педсоветов).

5. При последовательном и целенаправленном включении школьного театра (театральных практик) в образовательный процесс необходимы внутренние документы, регламентирующие деятельность педагога, реализующего театральную образовательную деятельность. В действующих документах, описывающих рейтинг образовательной организации, в настоящий момент учитывается только внешняя успешность работы в области дополнительного образования: участие и победы в конкурсах, проходящих под эгидой управления образования. Отсутствие строки о театрально-педагогической деятельности – серьезный управленческо-регламентирующий дефицит. Театральная педагогика, обеспечивающая со-бытийность и создающая открытую художественно-творческую образовательную среду школы, никак не может измеряться победами в конкурсах. Более того, в рамках театральной практики задания формулируются таким образом, чтобы у обучающихся формировалась установка не на конкуренцию и конкурентоспособность, а на сотрудничество. Миссия такой педагогики лежит в создании условий для личностных и метапредметных результатов через создание особого коммуникативного пространства сопричастности. Успешность деятельности театрального направления заключается не в количестве проведенных мероприятий или завоеванных наград, а в изменении социального климата школы (города, сообщества и т. д.): в уровне дружественности и партнёрства детско-взрослой общности, в структуре и иерархии коллективных ценностей, в образовательной активности как обучающихся, так и учителей школы.
Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть на этапах подготовки

1. Для создания художественно-творческой среды и включения школьного театра и театральных практик в образовательный процесс школы необходимы определенные условия, а именно: пространственные, временные, технические возможности, помогающие реализации театрально-образовательной деятельности. Важный инструмент в работе театрального педагога – педагогическая мизансцена - выстроенное согласно образовательному замыслу взаиморасположение участников образовательного события. Необходимость смены мизансцен предполагает наличие легко трансформируемого пространства, с возможностью передвигать парты и стулья, а в отдельных случаях и полностью отказываться от парт. Важно, чтобы пространство можно было оформить в соответствии с замыслом занятия, поскольку предметно-вещный мир образовательного события также несет важное символически-смысловое, эмоционально-значимое содержание (Например, в гимназии Ольбинского кабинет МХК оформлен иначе, чем обычные классы. Там другое расположение мебели, другой дизайн. И это пространство всё время меняется, принимая в себя новые творческие работы детей и отвечая на новые потребности темы и времени) .

2. У образовательного события в художественно-творческой среде может быть особое звукошумовое оформление. Поэтому важно, определяя место для занятий, включающих формы театральной деятельности школьников, предусмотреть возможность звукоизоляции для других классов.

3. Ценностно-смысловой блок работы связан с развитием и повышением мотивации всех участников театрально-образовательной деятельности. Необходимым условием существования художественно-творческой среды являются: личностная включенность, неформальное отношение к происходящему, заинтересованность в качестве процесса и результатах деятельности. Необходимо определить факторы управления мотивацией педагогов и обеспечить поддержку проектных начинаний (подтверждение значимости для коллектива такого рода деятельности; материальные и нематериальные поощрения; возможности повышения квалификации; эффективные формы стимулирования и т. д.).
Информационно-просветительская работа
1. Необходимо выстроить систему информирования о реализуемых театрально-образовательных проектах на нескольких уровнях:

  • внутри класса (включая сообщество родителей класса);
  • внутри школы (среди педагогов своей параллели, предметной области, возрастной ступени и др.);
  • внутри сетевого педагогического сообщества.

2. Организационно-методический блок связан с режиссурой выстраивания образовательного пространства школы и может включать урочную и внеурочную форму деятельности, а также может быть представлен в различных организационных формах. На этом этапе важно создать проектные команды, включающие руководителя школьного театра и педагогов предметного цикла, а также организовать работу проектных команд по сопровождению театрально-педагогической деятельности.

Поскольку начальный уровень владения педагогами инструментами театральной образовательной практики, как и собственно профессиональный опыт, а также специфика конкретной образовательной организации очень сильно различаются, возможны различные направления работы проектных команд. В каждом школьном коллективе могут быть свои идеи и предпочтения для разработки (ниже представлены три возможных направления работы проектных команд).

Организация деятельности внутришкольных творческих групп (проектных, проблемных, исследовательских), предметной основой которых является деятельность по диагностике исходного состояния системы образовательной организации, выделение актуальных проблем, выбор средств и способов их разрешения, проектирование моделей или их обновление. Создание следующих проектных команд.

по разработке материалов для организации занятий по различным направлениям деятельности обучающихся:

  • урочная и внеурочная деятельность;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • работа образовательной организации в области социализации, инклюзии;
  • по разработке материалов для работы с родителями;
  • по разработке материалов для возможных интеграционных занятий с заинтересованными педагогами-предметниками.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda