Работа с чувствами

(Сценарий Мастер-класса)
Мы в соцсетях
I. Участникам предлагается посмотреть

фрагмент из документального фильма Герца Франка

«На 10 минут старше» (1978).

Групповое обсуждение строится на следующих вопросах.

1. Как вы думаете, что чувствовал малыш, главный герой фильма?

2. Какие чувства и эмоции вы испытывали, глядя на него?

3. Как вы думаете, что он смотрел?

4. Как бы вы назвали этот фильм?

5. Авторское название фильма «На 10 минут старше». Как вы думаете, почему фильм так называется?

6. Можете ли вы предположить, какие вопросы родители и учителя чаще всего задают ребенку после похода в театр, на спектакль?

7. Соответствуют ли эти вопросы тому, что переживает ребёнок?

8. Восприятие и сопутсвующее ему пере-живание, проживание – это процесс развития. А что такое развитие? Каким словом или словосочетанием вы могли бы характеризовать этот процесс?

Итогом этого этапа работы становится создание «Словаря чувств».
II. Работа в парах: «Отгадай чувство».
1. Объединяемся в пары. Каждый участник вытягивает карточку с «простым» чувством, не показывая ее своему партнеру. Задание: загадать чувство, которое обозначено на карточке, рассказывая о нем, приводя пример из художественного произведения, в котором это чувство описывается или выражается или показывая это чувство так, чтобы партнёр догадался. Если пара выполняет задание быстрее других, она может взять дополнительные карточки и сыграть ещё раз.

2. Если к концу общей игры остаются пары, где какое-либо чувство осталось неразгаданным, оно предлагается для загадывания всей группе и обсуждается всеми участниками игры.

3. Группа в кругу делится ощущениями о том, как проходило упражнение. Как было легче загадывать и разгадывать: в объяснении или в показе? Какие чувства разгадывались труднее, а какие легче.

Объединение в малые группы. Обсуждаем, какие чувства следует занести в «Красную книгу» как исчезающие?
III. Работа в микрогруппах «Вырази чувство средствами искусства».
На гастрольных афишах Леонида Енгибарова было написано – «клоун с осенью в сердце». Потому что в Японии нет одного иероглифа, означающего «печаль», это чувство выражается сочетанием двух – «осень» и «сердце».

«Клоун с осенью в сердце» – это метафора, которая родилась в результате перевода устной речи в письменную. Как поэтичен народ, который на уровне повседневной жизни, выражая обычные вещи, использует язык образов!

А у известного режиссера, не только снимающего фильмы, составившие фонд мирового кинематографа, но также разрабатывающего теорию кино – С. Эйзенштейна подобная иероглифичность передачи мысли легла в основу представлений о монтаже.

Следующее задание позволяет обратить внимание на то, насколько мы выразительны в своей повседневной жизни.

1. Вся группа объединяется в творческие команды по 5-7 человек.

2. Предлагается попробовать обратиться к своему эстетическому чутью и выразить чувство средствами искусства.

Задание: вытянуть карточку со «сложным чувством». Каждая группа готовит показ, в котором необходимо выразить чувство, указанное на карточке, тремя разными способами:

a) палитрой звуков – радиоспектакль без слов; цепочка сюжетных действий или импрессионизм в звуке;

b) выразительный жест и композиция – скульптура;

c) текст – образное стилизованное слово. Можно взять цитату, анекдот, стихотворение, или предложить свое сочинение, стилизацию.

При создании мизансцены занятия важно чтобы расстояние между группами позволяло не слышать обсуждение друг друга.

3. Итоговая рефлексия. Обмен впечатлениями от упражнения: сложности, радости, открытие новых смыслов.

4. Что трудно, что легко было в упражнении? Как шла работа?

Ведущим фиксируются личностные открытия, например, такие: «Мы можем по-разному считывать, по-разному интерпретировать, по-разному выражать чувства. Разные способы передачи помогают точнее понимать оттенки».

Распаковка научно-методических приемов.

- Какие шаги были в тренинге?

- Для начала важно найти мотивирующую затравку, загадку. В разных подходах этот этап по-разному называется: индуктор (в мастерских), стадия вызова (чтение и письмо для развития критического мышления) и т. д. В отечественной традиции мы чаще говорим об этапе актуализации смыслов, смысловых контекстов. От того, как пройдет этот этап, будет зависеть все занятие.

- Длительность этого тренинга в среднем – 1,5 часа. Потом, после его проведения, можно вводить развитие, усложнение отдельных заданий, тренироваться в более тонких различениях.

- Алфавит эмоций (словарь; работа в парах; микрогруппы).

- К последней фазе можно добавить работу с цветом: попросить группы создать коллаж или рисунок. Работая над коллажем, мы подбираем формы, цвета, объемы, фактуры, картинки, слова, буквы. Но это увеличит время работы не менее, чем на 40 минут.

- В развитие тренинга: для конкретного урока можно взять фрагмент из художественной литературы и выбрать, какие чувства преимущественно там присутствуют.

- Можно работать над чувствами из отрывка, который мы ставим.

- Можно сделать стенд-копилку новых пережитых чувств и добавлять их туда после вместе переживаемых событий. Или рассказывать о значимых событиях, делясь своими открытиями, добавляя новые испытанные чувства.

- «Словарь чувств» можно делать в форме плакатов, коллажей, картинок и т. д., чтобы эта работа могла быть продолжена.

Для начальных этапов разработки авторского тренинга было использовано пособие – Галины Цукерман и Бориса Мастерова «Психология саморазвития».

Важная тема, которую желательно обсуждать с ребятами: трагический зазор между замыслом и воплощением. Опыт упражнения – переживание трагедии художника, подвигающая к поиску выразительных средств.

Подобное познается подобным, творчество – творчеством. Здесь и появляется опыт творчества, которое помогает стать читателем и зрителем.
Список литературы
1. Басина, Н. Э. Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды / Н. Э. Басина. – Екатеринбург: Издательство АМБ, 2005. – 160 с.

2. Бахтина, М. Опыт одной театральной студии в работе с текстами / М. Бахтина. – Текст: электронный // И ТП, И ТД: ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ТЕАТР ДЕТЕЙ: [сайт]. – URL: http://театральнаяпедагогика.рф/page22787402.html

3. Билик, О. Е. Коммуникация через игру (ознакомление с темой) / О. Е. Билик, И. Б. Боязный. – Текст: электронный // Театральная педагогика.рф: [сайт]. – 2019. – URL: /http://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/oleg-bilik-ilya-bojaznij

4. Бишоп, К. Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства / К. Бишоп. – Москва: V–A–C press, 2018. – 528 с.

5. Бочаров, В. В. Пространство современного искусства – семье / В. Бочаров, П. Л. Шатохина. – Текст: электронный // Театральная педагогика.рф: [сайт]. – 2019. – URL: http://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/about_sovremennoe_iskusstvo_semje (

6. Букатов, В. М. Хрестоматия социо/игровых приемов обучения на школьных уроках / В. М. Букатов, А. П. Ершова. – Санкт-Петербург: Школьная лига, 2013. – 193 с.

7. В кругу Матвея Дубровина: [воспоминания артистов ТЮТ, статьи, беседы, записи репетиций: сборник] / сост. Е. Ю. Сазонов. – Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, ТЮТ, 2006. – 206 с.

8. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / Букатов В. М., Российская академия наук, Московский психолого-социальный институт. – 2. изд., испр. и доп. – Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 151 с.

9. Букатов, В. М. Домашняя азбука: Практическое руководство для занятий с детьми от 4 до 7 лет / В. М. Букатов, М. В. Ганькина, Т. Б. Ярыгина. – Москва: Аванта+, 2000. – 96 с.

10. Букатов, В. М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя / В. М. Букатов, А. П. Ершова. – Москва: Первое сентября, 2000. – 224 с.

11. Викторова О. В. «Литературная композиция на школьной сцене» http://театральнаяпедагогика.рф/page8155225.html

12. Викторова, О.В. Речевое мастерство учителя и работа со словом: Учебно-методическое пособие / О.В. Викторова / Ч. 2. – М.: МИОО – ОАО «Московские учебники», 2009.

13. Викторова, О.В. Техника и выразительность речи в работе учителя образовательной области «Искусство»: Учебно-методическое пособие / О.В. Викторова / Ч.1-3 – М.: МИОО, 2007.

14. Власова О. «Режиссерская лаборатория ТПАМ. Лаборатория по «Герою нашего времени в пространстве школ Невского района Санкт-Петербурга // [электронный ресурс]: Театральная педагогика.РФ / URL:http://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/page19284667.html

15. Вооп М. Критический взгляд на театральную педагогику между неврологией и неолиберальной узурпацией. Конспект доклада на Конференции Ассоциации музыкальных театров 2 ноября 2016 года [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. URL: http://pediskus.ru/Teksty_2016/margitta_voop.docx

16. Генералова, И. А. Театр / И.А. Генералова. – М.: Авангард, 1997. – 159 с.

17. Генералова, И. А. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / И.А. Генералова; Моск. гос. ун-т культуры. – М., 1997. – 15 с.

18. Ильев, В. А. Когда урок волнует (Театральная технология в педагогическом творчестве) / В.А. Ильев. – Пермь, 2008. – 376 с.

19. Демахин А. – Зимакова Т. Эволюция взглядов учителя и режиссера, работающего с детьми // [электронный ресурс]: Театральная педагогика.РФ / URL: http://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/about_demaxin

20. Демахин А. – Никитина А. Б. // Пространство искусства – пространство жизни // [электронный ресурс]: Театральная педагогика. РФ / URL: http://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/about_demaxin_int

21. Демахин А. // Новые формы. Перформанс как образовательный ресурс / [электронный ресурс]: Учительская газета/ URL:https://ug.ru/novye-formy/

22. Дунаева А., Золотухин В., Крупник М. // Лаборатория участия: истоки и современность социального театра в России, 23 ноября 2018 г./ [Электронный ресурс]: ImagoTeatrumMundi/ URL:https://youtube.com/playlist?list=PLbX_CjG2GKF5wXyoaoNVb6FGPaaejTqIv

23. Ершова А. П., Букатов В. М., Режиссура урока, общения и поведения учителя. - СПб: Образовательные проекты, 2021. – 408 с.

24. Есина И. «К прозаическому литературному тексту через упражнения сценической речи» http://театральнаяпедагогика.рф/page7788087.html

25. Игра. Непериодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры (1918–1920), 1–3. НАРКОМПРОС.

26. Инновационные методики в системе инновационной практики. «Режиссура и педагогика корня» / Под ред. Никитиной А.Б. // Преподавание образовательной области «ИСКУССТВО» в 2009/2010 учебном году. Серия – Августовский педсовет. – М.: МИОО – ОАО «Московские учебники», 2009. – C. 141-168.

27. Интеграционные и социально ориентированные театральные проекты // Петербургский театральный журнал. – № 3 (73), – 2013.

28. Климова Т. А., Никитина А. Б. (2020). Театральная педагогика в городе: неформальные ресурсы образования: монография. МГПУ.

29. Климова Т., Никитина А. Параметры открытой художественно-творческой образовательной среды школы // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2022. Т. 16. № 2. С. 65-87.

30. Климова Т., Никитина А. Театральный педагог и его роль в образовании// Искусство в школе, № 4. 2019. С 2-8

31. Климова Т.А. О детях в театре: почему творить интереснее, чем разрушать / Т. Климова // Искусство. – 2014. – № 9. – С.38-47.

32. Климова, Т. А. Режиссура образовательного события: инструменты театральной педагогики // Психология творчества и одаренности: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 15–17 ноября 2021 года. – Москва: Ассоциация технических университетов, 2021. – С. 172-176. – DOI 10.53677/9785919160472_172_176.

33. Климова, Т.А. «Разговор о спектакле» / Т.А. Климова // «Искусство» – № 9. – 2014.

34. Климова, Т.А. Возможности театральной педагогики в контексте новых образовательных стандартов / Т.А. Климова, Е.И. Косинец, А.Б. Никитина и др. // Вестник московского образования – № 11. – 2013. – С. 119-259.

35. Клубков, С.В. Школа театра. Уроки мастерства актера: Психофизический тренинг. Уроки 1, 2, 3. Видео пособие / С.В. Клубков Учебно-методический центр Министерства Образования РФ. – 1999.

36. Кожара, Е. Система педагогической режиссуры / Е. Кожара. – СПб: СПб ГПУ, 2003. – 247 c.

37. Косинец, Е.И. Урок как театр или как учиться с удовольствием / Е.И. Косинец, А.Б. Никитина, М.Ю. Быков и др. // Вестник московского образования – № 12, – 2013. – С. 88-135.

38. Крупник М. Классная драма или о том, как британский проект CLASS AKT живет в России // [электронный ресурс]: Театральная педагогика. РФ / URLhttp://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/about_class_act

39. Кукушкин В.В., Никитина А.Б. Чтение с остановками в жанре театральной педагогики. Сб. Партиципаторная библиотека и школа. // Авторский клуб, 2022. С. 202-228.

40. Лисичкина Т. В. Опыт сочинения спектакля с учащимися начальной школы гимназии № 1811. Статья [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. URL: http://pediskus.ru/Teksty_2016/opyt_sochinenija-lichichkina.docx

41. Макмак Л. В. Игральщики при метафоре // [электронный ресурс]: Театральная педагогика. РФ / URL: http://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/page6086975.html

42. Макмак Л.В. Метафорический конструктор. Работа с метафорой на сцене // [электронный ресурс]: Театральная педагогика. РФ) http://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/page4493476.html

43. Мелик- Пашаев А.А. Искусство в общем образовании / Я вхожу в мир искусств. 5 (189) 2013, – 176 с.

44. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Художник в каждом ребёнке: цели и методы худож. образования: метод. Пособие – М.: Просвещение, 2008. – 175 с. – (Психологическая наука – школе). Никитина А.Б., Рыбаквоа Ю.Н., Быков М.Ю. и др. Театральный фестиваль в школе. // МИОО, ОАО «Московские учебники», М.: 2010. – 160 с.

45. Мелик-Пашаев, А.А. Развитие художественной одаренности в школьные годы [Электронный ресурс]: Методическое пособие / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – Москва. 2009. URL: Психологический институт РАО: www.pirao.ru/posobie.doc

46. Никитина А. Б. (01 июля 2008). Если нельзя, но очень хочется, то можно. Парадоксы детского театрального движения в России. Союзное вече, 25(213). http://www.souzveche.ru/articles/culture/5740/

47. Никитина А. Б., Климова Т. А. (2013). Педагогика искусства. Сборник материалов I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л. А. Сулержицкого. Научные и научно-методические материалы, воспоминания. М.: Кафедра эстетического образования и культурологии МИОО.

48. Никитина А. Б. «От чувства – к сочинению истории» http://театральнаяпедагогика.рф/page10633169.html

49. Никитина А. Б. Город как учебник:100 идей для учителя. Театральные каникулы. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2020. – 128 с.

50. Никитина А.Б. Как исследовать театр // Образовательные технологии. – № 3. – 2019. – С. 115-122.

51. Никитина А.Б. Театральная педагогика в образовании в России и за рубежом / Научно-практический журнал «Школьные технологии». – № 5 – 2019. – С.47-52.

52. Никитина А.Б. Театральная педагогика в образовательном пространстве как социокультурный феномен. // В сб. «Школа гражданской активности: опыт реализации межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников». Общероссийская общественно-государственная организация «Союз женщин России». Владимир. 2022. С. 91-105.

53. Никитина А.Б. Театральная педагогика как ресурс удовлетворения личностных потребностей подростков // В сборнике: Театр [независимый и любительский]: актуальные вопросы теории, практики. Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции высшего и профессионального образования. Управление культуры Администрации города Екатеринбурга; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Екатеринбургская академия современного искусства» (институт) (МБОУ ВО ЕАСИ). 2022. С. 42-46.

54. Никитина А.Б. Чтение в зрительском клубе детского театра сегодня // Материалы международной научной конференции – М., ПИ РАО, 2019. – С. 105-109.

55. Никитина А.Б., Кочерова Е.А. Практики инициации открытой художественно-творческой образовательной среды / Материалы НОТВ-2013. X Международная научно-методическая конференция «Новые образовательные технологии в ВУЗе» // в Сб. тезисов докладов. – Екатеринбург, Министерство образования РФ, ФГАОУ ВПО УрФу им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2013.

56. Новлянская З. Н. «Драма как род литературы в развивающем обучении». http://театральнаяпедагогика.рф/page20041631.html

57. Педагогика искусства. I Всероссийская конференция школьной театральной педагогики памяти Л. А. Сулержицкого: сборник материалов / Департамент образования г. Москвы, Московский ин-т открытого образования [и др.]; [сост.: А. Б. Никитина, Т. А. Климова]. – Москва: МАКС Пресс, 2013. – 479 с.

58. Портал ВЦХТиГТ. Школа, занавес! http://vcht.center/center/news/shkola-zanaves-2/

59. Портал Министерства просвещения Российской Федерации (30 ноября 2021). Запущена программа создания школьных театров. https://edu.gov.ru/press/4430/zapuschena-programma-sozdaniya-shkolnyh-teatrov/

60. Разработка и реализация интегративного проекта в зоне профильного образования: Учебно-методическое пособие / под ред. А. Б. Никитиной. М.: МИОО – ОАО «Московские учебники», 2009.

61. Рыбакова, Ю.Н. Маленький спектакль в большой компании / Ю.Н. Рыбакова // «Искусство в школе». – № 5, – 2011.

62. Сазонов Е. Ю. Технология Чуда.[Электронный ресурс] // Педагогика искусства. URL:http://pediskus.ru/Teksty_2018/sazonov_e.ju-tekhnologija_chuda.docx (дата обращения: 10.052022)

63. Сазонов Е. Ю. Частицы целого. Балтийские сезоны. СПб: 2011, – 485 с.

64. Саймон Н. Партиципаторный музей. М.: Ад Маргинем, 2017 – 368 с.

65. Семейный клуб РАМТ. [Электронный ресурс] // РАМТ Салимзянов Д. «Инсценировка литературного произведения» http://театральнаяпедагогика.рф/about_salimzanov

66. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – 230 с.

67. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор Bennet college. – М., 1997. С. 177-184.

68. Стрейчкова Х. // Возможности театральной педагогики в решении задач социальной сферы / [электронный ресурс]: Театральная педагогика. РФ / URL: http://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/about_hana

69. Супье С., Есина И., Незамутдинова А. «Создание сказочного этюда или инсценировка маленькой сказки» http://театральнаяпедагогика.рф/about_silnce

70. Сытин А. – Зимакова Т. // Главный вызов времени – само время/ [электронный ресурс]: Театральная педагогика.РФ / URL:http://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/page19308959.html

71. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под редакцией А. Б. Никитиной. – М.: Владос – 2001. –288 с.

72. Театральная педагогика – детям: сборник / СТД; [Составитель М. Л. Гааз] – М.: Артист. Режиссёр. Театр., 2023. – 544 с.

73. Шер Н. (1924). Театр в школе. Сб. Серия «Дети и театр». Издательство Северо-Западного Областного Отделения Главной Конторы «Известий ЦИК СССР и ВЦИК».

74. Театр-студия «Дали»: Уроки. Программы. Репертуар / Под редакцией Никитиной А.Б. – М.: Всероссийский центр художественного творчества, серия «Я вхожу в мир искусства» – № 5-6. – 1997.

75. Туровская Н. «Голубой океан современных текстов» http://театральнаяпедагогика.рф/page13368770.html

76. Тян, Е.Н. Счастье – когда ты умеешь общаться с другими [Электронный ресурс] / Е.Н. Тян, А.Б. Никитина, Т.А. Климова // УГ Москва. – № 31 от 5 августа 2014 г. URL: http://www.ug.ru/archive/56894

77. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. М.: «Канон+», 2015. 376 с.

78. Шанская С. «Книга как предмет театрального высказывания» http://театральнаяпедагогика.рф/about_ptica

79. Шехнер Р. Теория перформанса. М.: V – A – С, 2020. – 448 с.

80. Шпет Л. Г. (1971). Советский театр для детей. Страницы истории. 1918–1945. Искусство.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda