Светлана Ханжина
Про фестиваль «Малая сцена», на котором каждый шаг – большой

Мы в соцсетях
Этот материал будет откровением. Немного сбивчивым и предельно честным. Это дело, которое я люблю всем сердцем, словно ребенка. И каждый раз, отпуская его на целый год, жду новой встречи.

С состоянием абсолютного счастья.
С понимаем, что делаю что-то очень нужное.
Что «Малая сцена» – это точно по любви.

Светлана Ханжина
Как все начиналось
Мне было 26, когда в Тюмени у меня появилась своя театральная мастерская «ТеМа». Появилась группа детей, которым было интересно развиваться в театральном мастерстве. Мы ставили спектакли по сборнику рассказов Хармса «Случаи», по рассказу Яковлева «Игра в красавицу», осваивали приемы документального театра в спектакле «О маленьких для больших», где дети рассказывали про свои отношения с родителями. На тот момент я и сама не предполагала, что занимаюсь документальным театром; о нем я узнала позже. Конечно, мы планировали участвовать в конкурсах. Ведь все понимают, что талант сложно развивать в постоянном коллективе: важно смотреть по сторонам, видеть точки роста, перенимать опыт, получать отдачу.

А в Тюмени у нас не было конкуренции – мы каждый раз занимали первые места. Уровень детского театра был развит очень и очень плохо. Большинство постановок выглядели как «все надели костюмы, вышли на авансцену, сказали фразу» – и все. Не хватало людей с профильным образованием, которые влияли бы на содержание спектаклей.

Чтобы посмотреть на себя со стороны, нам нужно было выезжать в другие города – Екатеринбург, Москву, Санкт-Петербург. Там детский театр развивался постепенно. А наш регион не заявлялся.

Ситуацию хотелось менять, хотелось создавать репертуарное предложение. Хотелось, чтобы театры из разных регионов приезжали в Тюмень и выступали здесь.

А потом у меня родился сын. И он стал самой важной причиной появления фестиваля, как бы пафосно это ни звучало. Тогда я стала думать, а куда мой сын будет ходить, а что он будет смотреть, а в каких студиях он будет заниматься? И еще раз поняла – так-то в Тюмени грустно все. И решила работать на перспективу.

Ему сейчас 5,5. А мы прокачиваем культурную среду для того, чтобы детям и подросткам было, что смотреть, кроме «Трех поросят», «Дюймовочки» и чего-то такого, и чтоб это было наполнено смыслами.

Сказано – сделано.
Про первый опыт и особенности каждого года
2019 год. Самый первый фестиваль.

И это была такая дерзость хоть что-то сделать! Я понятия не имела, как делать фестивали – очень много консультировалась с экспертами, которые мне терпеливо объясняли, как отбирать спектакли, помогали это делать.

Не было идеи: я просто приглашала к нам те постановки, которые откликались моему сердцу
Были ошибки: мы сильно ошиблись с местом питания и потом, уже во время, экстренно меняли локацию, чтобы не испортить впечатление о фестивале.
Были дерзкие поступки: я пригласила в жюри Евгения Юрьевича Сазонова, и он согласился. Евгений Юрьевич – это художественный руководитель санкт-петербургского Театра юношеского творчества – театра с очень большой историей, одного из лучших в нашей стране!

В тот момент стало ясно, что звать можно кого угодно, что преград никаких нет, что крутые люди согласны участвовать в развитии детских театров, и каждый год я убеждаюсь в этом!

[У нас за эти годы побывали Олег Лоевский, Дмитрий Крестьянкин, Глеб Ситковский, Дмитрий Данилов, Борис Павлович, Елена Ковальская, Женя Беркович. Это ярчайшие звезды в мире театра! Практический каждый человек, который связан с театром, знает их величину. И эти люди почему-то берут и соглашаются приезжать к нам на «Малую сцену»!]
Мне понравилось. И хотелось продолжать.

Второй год фестиваля выпал на карантин. Мы должны были проводить мероприятия осенью, но из-за «все сидим дома» сроки пришлось переносить. И после этого раза «Малая сцена» стала весенней.

На данный момент мы провели уже четыре фестиваля, каждый по-своему. Наработали разный опыт, которым можем делиться.
Про важное: оргмоменты
Чтобы фестиваль состоялся и прошел на достаточно высоком уровне, конечно, необходимо финансирование. Мы всегда подаем заявки на несколько грантов – Фонд президентских грантов, Фонд культурных инициатив, грант департамента культуры, грант губернатора Тюменской области и так далее. Но не каждый год выигрываем. Тем более фестиваль уже проходит не первый год (а в первый год получить финансирование легче, чем в четвертый). И каждый раз надо придумывать какие-то фишки, какой-то новый концепт, чтобы иметь возможность хоть что-то получить.

Но давайте по порядку.

Первое на фестивалях, на что лично я обращаю внимание, это состав жюри. Кто будет смотреть, судить, давать обратную связь? Насколько профессионально мнение этого человека? Полезно ли оно будет для участников? Именно поэтому я всегда стараюсь приглашать в судейство суперпрофессионалов и каждый раз разных. Они соглашаются (фамилии были чуть выше), и это для меня – большая ценность.

Второй момент – надо стараться формировать бюджет так, чтобы можно было оплатить участникам проживание и питание. Тогда шансов привлечь сильные хорошие коллективы кратно больше! Но и у нас условия участия в фестивале у нас каждый год разные – повторюсь, всё зависит от бюджета. Иногда оплачивается только проезд, иногда только проживание, иногда и то, и другое. Во всяком случае, при формировании гранта мы всегда стараемся заложить все по максимуму.

Третье – состав участников. Мы изначально отталкиваемся от возраста 12-18 лет. Но в этом году подняли планку до 20 лет, потому что во многих подростковых коллективах состав уже достаточно молодежный, можно сказать студенты. Их хотелось пригласить!

В целом схема выглядит так: в январе объявляем сбор заявок, отсматриваем все-все работы (обычно их в районе 40-50) и потом лучшим высылаем приглашения. Мы стараемся не повторять постановки, показать зрителю что-то новое, интересное, свежее, смелое.

Четвертое – оргкоманда. Наша оргкоманда состоит из 30 человек: это 15 взрослых и 15 подростков-волонтеров. У каждого есть свой пул закрепленных задач, роли и при необходимости помощники:

  • 6 человек – основные люди, которые отвечают за все ключевые моменты: расселение, технические райдеры, питание, программу и так далее.
  • 9 человек – это кураторы коллективов. Как правило, это либо наши педагоги, либо студенты кафедры режиссуры, либо выпускники, которые уже закончили обучение в "ТеМе" и прошли ряд фестивалей. Все 4 дня с утра и до вечера они находятся вместе со своим коллективом: встречают их на вокзале, заселяют в гостиницу, показывают все маршруты, отвечают за то, чтобы хорошо прошла репетиция, помогают найти реквизит, если нужно,полностью сопровождают. Их работа начинается с момента, когда коллектив вышел из поезда или самолета, и заканчивается на моменте, коллектив сядет в поезд или самолет.
  • 15 волонтеров-подростков. Эти наши помощники в переноске питания, работе в гардеробе, встрече гостей и прочих задачах, где очень нужны люди. Волонтеры работают бесплатно, но с горящим сердцем и огромной любовью к фестивалю.

Пятое – сроки. Работа над фестивалем занимает не неделю-месяц-два, а целый год. Грантовые заявки пишутся за полгода или год. Работа над программой, с членами жюри, логистикой – это все огромный пул работы до.

Потом четыре дня абсолютного счастья.

И полгода составления отчетов. Это важно понимать на берегу.
Про фестивальные дни
Уже на протяжении четырех дней фестиваль идет четыре дня. В первый день в районе 12 часов происходит открытие. А потом мы смотрим спектакли с перерывами на обеды и ужины.

Обычно на протяжении фестиваля первая половина дня – это работа с мастером и разные мастер-классы. Их 4-5, и они идут в параллель – на одни ходят руководители, на другие дети. А после обеда идут спектакли и обсуждения.

Стараемся добавить немного развлекательной программы – провести творческий вечер, мозгобойню или музыкальный литературный квартирник, чтобы перезнакомить участников и коллективы между собой.

В четвертый день даем выспаться.
Про критерии оценки
Мы стараемся не ставить для жюри каких-то ограничений, критериев, условий. Единственная понятная задача для них – посмотреть и дать качественную обратную связь, опираясь на свой опыт. Это самое ценное. А дальше возможно творчество.

Каждый год жюри сами определяют систему, по которой они судят. И сами выбирают формат, как они хотят оценить спектакли. Обычно это первое, второе, третье место и гран-при. Но в 2022 году, например, эту систему нарушили и выделили просто три лучших спектакля без мест. Случается, что спектакль становится победителем в какой-либо номинации – например, за лучшее художественное оформление, лучшую режиссерскую работу, лучшее что-нибудь еще. Есть индивидуальные актерские номинации – лучшая мужская роль, лучшая женская роль, лучшая мужская роль второго плана, лучшая женская роль второго плана. Но это тоже все не фиксировано, потому что каждый раз набор спектаклей особенный.

Поэтому у нас в положении не прописаны критерии оценки, система оценки, потому что каждый раз это может быть по-разному.

У нас за победу нет денежных призов, путевок в загородный дом и прочих плюшек. Но победа дает диплом и радость от того, что ты крутой, что среди сильных конкурентов ты проявился, идешь правильным путем!
Про жюри 2023 года
В 2023 году председателем жюри фестиваля «Малая сцена» стал Борис Павлович – лауреат «Золотой маски», практик социального и инклюзивного театра в России. В мире театрального сообщества Павлович – звезда огромной величины; я думаю, что спустя годы про его проекты будут рассказывать студентам вузов. И то, что в Тюмени можно было встретиться и услышать мнение по вопросам театра, является большой удачей для нас. А то, что он в Тюмени провел два творческих вечера – еще большей удачей!

Вообще, вся компания жюри 2023 года – это по любви. И Борис Павлович, И Михаил Каргапольцев, и Женя Беркович, и Елена Ковальская. Они для меня небожители. Хочу еще делать что-то вместе, просто быть рядом с ними. Готова таскать чемоданы (как Полунин таскал чемоданы Марселя Марсо просто, чтобы быть рядом и учиться у него). Вот и я так хочу.
Про механику
Каждый год после каждого спектакля подростки-актеры обсуждают с подростками-зрителями впечатления от постановок. Через этот диалог они получают ответы на свои вопросы: а что зритель понял, почувствовал, узнал? Зрители могут порефлексировать, уточнить те моменты, которые в спектакле оказались непонятны. Это всегда ценная часть фестиваля; и в нее не вмешиваются взрослые за исключением одного – модератора.

После происходит вторая часть обсуждений – между членами жюри и руководителями коллективов. Здесь общаются только взрослые; они говорят про режиссерские задумки, актерское мастерство, дают рекомендации, расставляют акценты. Безусловно, такая работа позволяет улучшить постановки и, как следствие, влияет на уровень подростковых театров и страны, и региона.
Традиционно мы готовим сильную образовательную программу от мэтров театра.

Кстати! Если театр не прошел отбор, его команда может приехать на образовательную программу, участвовать в разборах и мастер-классах других участников фестиваля.
Про питание
Питание участников и членов жюри фестиваля у нас организовано на базе Колледжа искусств Тюменского государственного института культуры. Колледж находится рядом с местом проведения фестиваля и обеспечивает питание на высоком уровне. Это учебное заведение, в котором есть закрытая столовая.

Мы заранее провели переговоры, за 3-4 месяца написали заявку, попросили, чтобы они для нас забронировали места, и таким образом запартнерились.

Отмечу, что столовая там небольшая. Поэтому часть детей питались в столовой, а волонтеры, например, забирали еду в контейнерах и ели в театральном центре «Космос».
Про сложности
В этом года самая большая сложность была с расселением. За неделю до фестиваля нам сообщили, что в гостинице, где мы обычно размещаем участников, заселяют беженцев с Украины. И мы ничего с эти сделать не можем.

Неделя до старта.

170 человек надо расселить.

Все это – во время весенних каникул, когда в городе куча спортивных мероприятий, куча туристов, детских групп.

Решение нашлось – всех пришлось разместить по разным гостиницам, разбросанным по городу, хостелам, в загородном центре «Алые паруса». Это сильно увеличило расходы на транспорт и перекроило всю смету. Пришлось где-то сокращать гонорары, где-то делить расходы. Было непросто.

Еще одна сложность – время. В этом году многие участники сказали, что в программе не хватает воздуха в программе, все очень был интенсивно, не успели даже погулять. В этом тоже важно найти баланс.
Про точки роста
Понятно, что наш фестиваль – про любовь и кайф. Но в этом году я глубоко поговорила с Еленой Ковальской (российский театральный критик, куратор и педагог) и получила интересную обратную связь.

Она сказала, например, что сейчас не очень понятен вектор фестиваля; и это то, с чем нужно определяться. Если мы, например, работаем для студий, которые профессионализируют детей и готовят к поступлению в театральные вузы, то тогда надо чуть перекраивать механику: приглашать экспертов из школы-студии МХАТ, например, чтобы они смотрели выступления и уже хантили ребят, давали обратную связь. А сейчас в программе сборная солянка. Есть и студии, которые профессионализируют, а есть и те, кто вчера еще был «просто человеком» – например, как в спектакле «Когда мама была маленькой». И в нем подчеркивается, что для того, чтобы заниматься театром, как бы и не надо обладать никакими спецнавыками.

Мне нужно для себя понять. Ведь это же еще формирует критерий отбора. Потому что сейчас вектор – в программе фестиваля то, что мне интересно, что мне откликается.

А еще в фестивале сейчас очень много меня и моих личных связей. Члены жюри приезжают, потому что меня знают. Это и хорошо, и не очень хорошо одновременно.

Но это точно важный момент для всех, кто организует фестивали – ездите на другие фестивали, смотрите, что там происходит, общайтесь, ищите своих людей, набирайтесь опыта! Невозможно делать фестиваль, находясь в одном городе. И находить людей, читая о них только в интернете.

Второе – не сразу я обратила внимание на фокус освещения фестиваля. Мы понимали, что фестиваль состоялся, все было круто! Но об этом никто, кроме нас, не знал. А эта работа должна освещаться на уровне города и региона, доходить до жителей региона – это влияет на культурную среду.
Про особенность каждого года
Первый год – все было ново!

Особенностью второго года стала лаборатория «Бонни и Клайд»; мы приглашали Виталия Федорова из Хабаровска. В основе «Бонни и Клайда» – история псковских подростков Кати Власовой и Дениса Муравьёва, которые сбежали из дома, забаррикадировались на даче, обстреляли наряд полиции из пневматики и были найдены застреленными. В спектакле была использована трансляция, которую дети вели в соцсети «Перископ», хроника объявленной смерти, последние даже не часы, но минуты; глаза – весёлые, близость конца вызывает не страх, а кураж; и смотреть на это, и отвести взгляд от экрана – равно невозможно. «Бонни и Клайд» была первая лаборатория перед фестивалем.

А еще организовали школу театральной журналистики, где дети учились писать о театре и о своем прочтении спектаклей.

В третий год проведения мы включили в программу спектакли от профессионального театра – пригласили спектакль «Квадрат» Дмитрия Крестьянкина (они на тот момент вошли уже в детский Weekend «Золотой маски», стали победителями «Арлекина»). Нам было интересно, как спектакль из 90-х воспримут нынешние подростки, которые ничего не знают о 90-х.

А в этот, 2023 год, у нас состоялась театральная документальная лаборатория «Когда мама была маленькой» Марфы Горвиц. В нем приняли участие 30 человек – дети 7-12 лет вместе со значимым для них взрослым. Мамы, папы, бабушки, дедушки, дяди, тети и их маленькие актеры в течение шести дней создавали документальный спектакль, основанный на воспоминаниях. В рамках фестиваля они уже выступили. Теперь им предстоит делать регулярные показы для зрителей Тюмени. Благодаря поддержке Департамента культуры Тюменской области и Фонда культурных инициатив участие в лаборатории было бесплатное.

А еще прошли творческие вечера Бориса Павловича, на которых он читал стихи и общался с теми, для кого театр значит чуть больше, чем для всех.

Если резюмировать – за 4 года существования фестиваля в подростковом театре Тюмени много что произошло. Появилась театральная мастерская «Будильник», которая делает очень достойные работы, появились новые проекты, в Тюмень стали приезжать эксперты разного уровня, тюменцы со спектаклями начали выезжать на российские фестивали и заявлять о себе там. Поэтому сказать, что благодаря в том числе «Малой сцене» уровень подростковых театров растет, можно – это точно способствует развитию культурных связей внутри региона и на внешнем уровне.

Но я все еще помню, как в 2019 году прошла первая «Малая сцена».
Про фестиваль 2023 года
В марте 2023 года прошел уже IV Всероссийский фестиваль детско-юношеских любительских театров «Малая сцена». Из 45 заявок, поступивших на конкурс, мы выбрали 10 лучших творческих работ. Самых, на предварительный наш взгляд, достойных, смелых, оригинальных. Монологи, музыкальные спектакли, сказки, спектакли-шутки, литературно-музыкальные композиции привезли коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Омска, Краснодара и не только. В Тюмень приехало порядка 170 участников!

И это были невероятные 4 дня с ними! Полные смеха и слез, влюбленностей между актерами разных городов и сложными расставаниями, а главное - дни, в каждый из которых можно было посмотреть ХОРОШИЕ работы, наполненные смыслами, с качественной проработкой, с интересными режиссерскими решениями, оригинальными декорациями и искренними эмоциями. Как потом сказали участники, все коллективы шли «ноздря в ноздрю».

Темы поднимались разные. Традиционно был сторителлинг про отношения родителей и подростков, про буллинг в школе; в программе был спектакль «Сны» по сонетам Шекспира – актеры благодаря Шекспиру пытаются что-то понять про природу своей подростковой любви и тому, что происходит с подростком во время влюбленности; был спектакль «КоньOk» по Петру Ершову, где подростки примеряют на себя разные роли и облики персонажей, и играют с хорошей энергией и задором.

Интересен был монолог в лицах «Комната Рофла» – про жизу и челов, или «#ЯМыМечта» – про мечты и то, к чему они могут привести», и многое другое. Рассказать хочется о каждом, но, думаю, вы сами все понимаете.
Мнение участников
Мы счастливы, что для многих «Малая сцена» – это время, наполненное огромной любовью. Они играли и смотрели, проживали свои роли и роли тех, кто выступал после. Задавали вопросы, получали ответы, плакали, влюблялись, учились, боялись, смелели… Я не смогу перечислить все. Просто я видела, что здесь они были настоящими, и это здорово.

Такими мыслями поделилась с нами Маша Абрамова из театральной студии «Арлекин» города Заречный:

«Тюмень – "Малая сцена" – любовь.
Фестиваль людей с пылким, чутким, бесконечно добрым сердцем, которое любит безмерно и любить которое абсолютное счастье.
Фестиваль людей, с которыми мы объединены общим чудом, под названием «театр». Оно живет внутри нас... Согревает в лютые морозы, освещает дорогу в кромешной тьме, избавляет от несчастий... Оно дарит нам друг друга, дарит новые знакомства и встречи, без которых полноценность театрального чуда невозможна.
Фестиваль людей живых! настоящих! удивительно талантливых! От их света, тепла, любви крылышки за спиной приходят в восторг и готовятся рассекать воздушное пространство!
В этих людях я вижу себя. В наших взъерошенных головах – мысли смелые и дерзкие, понятные только нам. В наших горящих глазах – заветные мечты на счастливый союз с театральным чудом. В наших беспокойных телах – вечное движение к этому чуду: то неистовый бег, то скольжение на цыпочках.
И когда соединяются головы, глаза, тела – обезумевшее театральное чудо вырывается наружу и случается счастье, в стороне от которого не остается никто. Не осталась и я.
Солнечные, теплые, цветущие, щебечущие, благодатные дни фестиваля «Малая сцена» – это жизненно необходимый заряд энергии, чувств, эмоций, знаний... заряд самой жизни, который вспыхнул благодаря всем людям, причастным к этому событию. Это бесценные воспоминания, которые будут согревать и будоражить меня всю жизнь. «Большие люди на малой сцене» – вы любовь! Каждый из вас оставил отпечаток своего сердца на сердце моем. И мы не прощаемся и не расстаемся. Счастья вам! До добрых встреч, «Малая сцена»!
Непременно счастлива быть частичкой театра!»


И когда ты бесконечно уставший, не выспавшийся, пробежавший неизвестно-сколько-километров за день, решивший миллион разных задач и непонятно, на каких силах добираешься до кровати, видишь такие отзывы, понимаешь – все точно не зря. Все точно правильно.
Миссия
Одна из главных целей фестиваля «Малая сцена» – пригласить подростка в театр. Ведь тут подростки играют для подростков!

Многим кажется, что до сих пор «театр – это кринолин и домик с колоннами». Но театр может быть и про подростка.

И фестиваль – один из способов это показать.

Про то, что мы никогда не стали бы делать на нашем фестивале

  1. Никогда не стали бы скрывать обратную связь от участников, какой бы она ни была. Важно, чтобы члены жюри говорили с руководителями и детьми.
  2. Не стали бы ежегодно приглашать один и тот же состав жюри - оно должно меняться. Должны быть разные люди с разными позициями.
  3. Мы против того, чтобы спектакли игрались на пустые залы. Надо приглашать зрителей.
  4. Не стали бы на детский фестиваль использовать сцену большого драматического театра. Потому что это может быть неуместно. Сложно с хрустальной люстрой и колоннами с вензелями играть современные постановки. Пространство должно быть неклассическое; тогда есть шанс найти общий язык с подростком.
Вместо заключения
Эти 4 дня 2023 года я была очень-очень счастлива. И вот несколько причин моего счастья:

  • намечтала приезд Бориса Павловича в Тюмень,
  • намечтала офигенскую лабораторию Марфы Горвиц,
  • наполнилась на бомбическом квартирнике с Марина Ландой и Сергеем Васильевым; когда в театральном центре «РяДом» поместились почти 200 человек, все орали песни из «Смешариков», «Малышариков» и «Летающих зверей». И сын, узнавший песни и подпевающий,
  • выдохнула во время очень смешного закрытия и спектакля-капустника «Осколки», который нам подарили безумные Андрей Голубенко, Анита Хусенова, Коля Яскевич и Надя Рыбина,
  • успела урывисто говорить с Надеждой Соломатовой том, что, кажется, мы делаем что-то важное в нашем «РяДом».

Кажется, я неплохо умею мечтать.

Надо какой-нибудь курс по мечтаниям придумать
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda