Концепция клуба «И ТП и ТД: театральная педагогика и театр детей»
Мы в соцсетях
История возникновения клуба театральной педагогики
Концепция клуба для обсуждения актуальных и проблемных вопросов организации театральной деятельности в школе начала складываться в рамках научной и социокультурной работы лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ (далее ЛКОП НИИ УГО МГПУ) в формате различных встреч с профессиональным сообществом – семинары и круглые столы с экспертами и практиками театральной педагогики и педагогики искусства, осуществляющими свою деятельность в образовании и культуре. Осенью 2018 года были проведены первые встречи клубного характера, то есть они носили партиципаторный характер и были представлены как площадка для неформального общения.

В основу работы Клуба легли идеи горизонтальности и культуры участия. Сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик берут на себя функции модерации и обеспечения работы Клуба, но не прямого руководства его деятельностью. Клуб является открытым для всех, кто считает, что для него актуальна тематика. Здесь могут встретиться школьные учителя-предметники, родители, школьная администрация, профессиональные актёры, режиссёры, искусствоведы, психологи, руководители детских театральных студий и т.п. Планы и программы работы клуба формируются двухуровневым экспертным сообществом. Все без исключения участники сообщества летом могут внести свои пожелания относительно программы работы клуба на ближайший учебный год. А в сентябре совет из наиболее активных и постоянных участников клуба по открытому приглашению собирается и определяет, как именно выстроить программу на год, чтобы максимально удовлетворить все пожелания, собранные за лето.

В самом начале работы Клуба, на его первой очной встрече 22 ноября 2018 года, было решено, что Клуб будет складываться вокруг информационного ресурса (далее Блог), обеспечивающего максимально широкому сообществу доступ к актуальной профессиональной информации. Несколько встреч Клуба и обсуждения в сети были посвящены вопросам о том, каким будет ресурс, как должен называться Клуб и блог, и какие в нём должны быть разделы. Было решено, что Блог должен собирать всю информацию, актуальную для практиков, создавать свои тексты и размещать важные тексты с других ресурсов. Открытым голосованием в сети было принято решение о том, что сообщество и блог будут называться «И ТП и ТД: театральная педагогика и театр детей». А

Первоначально определились 6 разделов:

В разделе «Ликбез» публикуются базовые материалы в области школьной театральной педагогики: история, основные идеи, школы, подходы, основные методики.

  • В разделе «Личности» рассказы о значительных фигурах профессионального и любительского детского театра, о лидерах развития практик театральной педагогики в общеобразовательном процессе.
  • В разделе «Каталоги» приводятся аннотированные списки изданий и электронных ресурсов по теме.
  • В разделе «События» рассказывается о конференциях, семинарах, фестивалях и иных событиях, происходящих в области школьной театральной педагогики.
  • В разделе «Гений места» размещается уникальный региональный опыт.
  • В разделе «Озарения» коллеги делятся актуальным опытом, разработками, методиками, историей удач и провалов.

Позже в Блоге появился раздел «Клуб», где публикуются опросы, планы клуба и видеозаписи встреч.

С лета 2022 года появился также чат в телеграмме: «Клуб театральной педагогики». Здесь все участники могут свободно общаться друг с другом, обмениваться любой информацией по теме, обсуждать волнующие их вопросы.
Структура участия
Модераторами клубной работы являются сотрудники ЛСКОП НИИ УГО МГПУ: ведущий научный сотрудник лаборатории выполняет функции куратора проекта и главного редактора ресурса; специалист лаборатории осуществляет работу технического редактора и менеджера проекта.

Участником клуба может стать любой человек, которого волнует тема театральной педагогики в современном образовании (формальном и неформальном). Членство в Клубе не является закреплённым. Чтобы быть членом Клуба достаточно подписаться на блог «И ТП и ТД», войти в его группу в Vk или в его телеграмм-чат. Совершив любое из этих действий член сообщества будет получать всю информацию о событиях Клуба и ссылки на все актуальные публикации.

Членство в Клубе не регистрируется никаким особенным образом. Основная задача Клуба быть максимально открытым и не создавать излишних трудностей и не формализовывать процесс. Регистрация осуществляется на отдельные события – на встречи Клуба и содержит информацию исключительно контактного характера, необходимую для оперативного осуществления обратной связи и информационной рассылки.

Несмотря на то, что модераторы Клуба работают в МГПУ, в московской организации, участниками клуба являются не только жители Москвы и Подмосковья, но всей России, и даже шире – всего мира. Для Клуба принципиально, чтобы все участники Клуба понимали и ощущали всю полноту контекстов развития театральной педагогики в России и во всем мире. Почти у каждого региона есть и свои локальные объединения, где они решают узкие проблемы региона. Но важно, что Клубная площадка открыта для всех и посвящена обсуждению вопросов театральной педагогики, актуальных для всех.

Пополнение участников по большей части происходит скачкообразно после очередного значимого события, в котором принимали участие члены клуба: конференции, семинара, фестиваля и т.д. Благодаря постоянному обмену информации в чате клуба, единично участники сообщества прирастают еженедельно.

Активом Клуба, его ядром, становятся те участники, которые в настоящий момент активно принимают участие в обсуждении и реализации его планов на добровольной основе. Таким образом актив не имеет фиксированного состава, его функции в разное время берут на себя разные участники.
Основные функции клуба
Цель организаторов и модераторов Клуба заключается в том, чтобы изучать реальный запрос аудитории в области развития театральной педагогики и развития форм и форматов школьного театра и отвечать на него. Таким образом, основные функции клуба определяются во многом непосредственно в процессе его деятельности.

Клуб способствует созданию условий для горизонтального, конструктивного профессионального диалога о целях, задачах и специфике театральной работы с детьми для представителей различных традиций, научных и практических школ, для лидеров, корифеев и новичков в этой сфере.

Клуб создаёт единое свободное информационное и смысловое пространство для всех, кому интересна тема школьной театральной педагогики: для учителей, педагогов дополнительного образования, сотрудников профессиональных детских театров, родителей, школьной администрации и проч.

Клуб способствует развитию партнёрского, сотрудничающего и не соперничающего сообщества.

Клуб способствует одновременно объединению на одной площадке всех территорий и развитию местных театрально-педагогических сообществ.

Клуб способствует одновременно интеграции и взаимообогащению детских театральных структур самого разного направления (общешкольные, предпрофессиональные, инклюзивные и т.п.) и одновременно определению особенностей каждого из направлений театральной работы с детьми.

Клуб способствует созданию широких и разнообразных возможностей для повышения профессиональных компетенций его участников.

Клуб гибко реагирует на вызовы времени и развивающейся образовательной ситуации и растёт вместе с ней, непрерывно меняя формы своего существования и основные фокусы внимания.

В 2021-2022, а также 2022-2023 учебных годах исследования запроса аудитории Клуба показали, что в среде школьных театров существенно вырос запрос на знакомство с современными формами социального театра (документальный театр, вербатим, форум-театр, сторителлинг, променад-театр, иммерсивный театр, театр горожан, инклюзивный театр и т.д.), отвечающего на непосредственные сегодняшние вызовы школьного сообщества. В ответ на этот запрос модераторами клуба были инициированы тексты и встречи, отвечающие сформулированным потребностям. На Блоге появилась тематическая подборка текстов: «Театр горожан – это театральная педагогика?», «Это не про фонарь, а про нашу юность», «Форум театр и подростки», «Современный театр как альтернативный метод работы с подростками» и прочие. Среди встреч Клуба также были реализованы события, посвящённые этой теме: «Вовлечение родительского сообщества в театрально-педагогическую деятельность», «Театральные интерактивы: когда включение зрителей действительно необходимо», «Создаём современный театр или Сценический этюд – метафора», «Театр горожан» совместно с секции Театральной психологии и педагогики ПИ РАО и другие.
Форматы работы клуба
Прежде всего, работа клуба делится на два большие кластера: встречи и тексты.

Встречи Клуба могут проходить в формате офлайн (очно), онлайн и гибридно. Если встречи проходят онлайн все участники в равном положении, но не все театральные практики можно так представить. Офлайн встречи обеспечиваются трансляцией (поддерживается гибридный формат, если это возможно для площадки-организатора) или записываются на видео и далее выкладываются на Клубной странице Блога для просмотра всеми, в том числе и удалёнными участниками. Офлайн встречи проходят на разных площадках, в разных городах России. Традиционно на очные встречи приходят участники, для которых площадка является близкой, но у участников клуба есть традиция очного посещения встреч коллег из других городов. Эти поездки участники клуба рассматривают как личную потребность и возможность профессиональных путешествий.

Встречи предполагают несколько основных форматов:

  • Планирование работы Клуба наступающего учебного года;
  • Самопрезентации актуального опыта участников;
  • Тематические мастер-классы и семинары;
  • Круглые столы, дискуссии и дебаты по актуальным вопросам развития школьного театра.

Периодичность клубных встреч, как правило, один раз в месяц с сентября по май включительно. Однако бывают дополнительные встречи по запросу участников, до 2-х встреч в месяц, а также при необходимости могут организовываться встречи в июне и августе.

Тексты Клуба представляют собой также несколько разных кластеров. Тексты шести основных разделов Блога это, прежде всего, статьи методического характера, написанные авторами всех регионов России и других стран, людьми и очень разных профессий. Среди авторов есть учителя, педагоги, психологи, режиссёры, актёры и другие сотрудники профессиональных театров, руководители и педагоги любительских студий. Некоторые тексты, как например, рассказы о персонах или событиях, имеют в большей степени информационный характер, другие, например, рассказывающие об особенностях разных направлений театральной работы с детьми (сценическая речь, драматургия, театральная игра) более практикоориентированные. Но все тексты имеют методическую составляющую, и в каждом из них читатель может найти ответ ответы на вопрос: что делать, как делать и где искать. Тексты Блога из разделов «Клуб» и «События» могут носить также характер анонсов, пострелизов и расшифровки произошедших событий. Набрав в поисковой строке название интересующей темы, любой участник может найти здесь множество материалов, а также ссылки для перехода на иные профильные ресурсы.

Совсем иной состав текстов у чата «Клуб театральной педагогики» в телеграмме. Здесь в рамках темы, но каждый пишет о том, что ему представляется важным. Поскольку чат складывается стихийно, спустя почти год его существования можно выделить несколько основных типов текстов, которые появляются в чате:

  1. Еженедельная информация от модераторов о новых текстах, появляющихся на Блоге;
  2. Ежемесячные анонсы клубных встреч от модераторов;
  3. Ежемесячные ссылки на видеозаписи и расшифровки клубных встреч от модераторов;
  4. Ссылки на документы, регламентирующие деятельность школьных театров (приказы, постановления, методические рекомендации) от модераторов и всех членов сообщества;
  5. Ссылки на разнообразные события (конференции, форумы, фестивали и т.д.), в области школьной театральной педагогики, происходящие в стране и мире от всех участников сообщества;
  6. Приглашения принять участие в фестивалях от организаторов фестивального движения;
  7. Приглашения в бесплатные и платные обучающие программы от организаторов обучения;
  8. Приглашения на спектакли и образовательные программы профессиональных детских театров от всех членов сообщества;
  9. Приглашения на спектакли детских театральных коллективов разного типа подчинения на бесплатной и платной основе от руководителей коллективов;
  10. Обмен впечатлениями об увиденных спектаклях и других событиях от всех участников;
  11. Ссылки на передачи и тексты в разнообразных СМИ, посвящённые теме сообщества от всех участников;
  12. Рассказы о собственном полезном опыте: упражнения, тренинги, приёмы, практики от всех членов сообщества;
  13. Вопросы и ответы по разным профессиональным темам сообщества от всех участников (вопросы репертуара, учебных программ, существующих нормативов и прочее).

На момент запуска чата модераторы приняли принципиальное решение не структурировать и не ограничивать активность участников для того, чтобы они почувствовали себя хозяевами этого пространства. В течение первого сезона модераторы занимали наблюдательную позицию, и собрали достаточно информации для того, чтобы к следующему сезону сделать чат более удобным для использования.

Сейчас организован канал с аналогичным названием «Клуб театральной педагогики» https://t.me/klubTP, где продублированы важнейшие методические материалы чата, и где публикации могут делать только модераторы.

В дальнейшем планируется выделить отдельные ветки чата:

  • Информация о значимых событиях: фестивалях, конференциях, форумах, круглых столах и т.п.;
  • Приглашения на спектакли любительских и профессиональных театров и их обсуждения;
  • Приглашения на обучающие программы;
  • Обмен лайфхаками.

Основной чат останется прежним, чтобы не стеснять свободы участников, но на Канале и в ветках будет структурированная информация для тех, кто любит ясность и порядок.
Принципы отбора спикеров, авторов и содержания
Спикерами, авторами текстов, ведущими семинаров, становятся те специалисты, на знакомство с которыми оставляют заявки участники. Это могут быть как индивидуализированные заявки, когда предлагают пригласить конкретного специалиста, так и тематические заявки, когда просят пригласить специалиста в определённой области (то есть на запрос от одного участника откликается другой участник клуба).

В случае, если участники обозначили тему, но не назвали конкретную фамилию, модераторы ориентируются на следующие критерии:

  • Уровень профессионализма приглашённого специалиста;
  • Опыт работы приглашённого специалиста с детьми;
  • Опыт работы приглашённого специалиста с учителями;
  • Стиль ведения занятий (партнёрский, поддерживающий);
  • Реалистичность приглашения специалиста.

Содержание клубных встреч определяется как прямо сформулированными запросами участников, так и предложениями модераторов, вносимыми на основании результатов систематических исследований потребностей профессиональной среды учителей и педагогов, работающих в образовательных учреждениях средствами театра.

Так, например, с 2022 года, когда обозначился пристальный интерес правительства, Министерства образования и Министерства культуры к проблематике Школьных театров, в профессиональной среде значительно вырос спрос на методические рекомендации по организации современного школьного театра. Соответственно, в тематике клубных встреч и текстов обозначился поворот в этом направлении. Не теряя сообщество педагогов, работающих в Школах искусств, Дворцах творчества, независимых и иных институциях, модераторы стали уделять особое внимание школьной проблематике. Значимые клубные встречи прошли на школьных площадках, определённая система семинаров была обращена к школьному сообществу, для школьных учителей формировались определённые тексты, школьная тематика разворачивалась в сетях и чатах сообщества.

Благодаря открытости к сотрудничеству с иными родственными структурами и сообществами происходит постоянное расширение клубной тематики и пополнение группы авторов и спикеров.
Made on
Tilda