Поделитесь, о чем пойдет речь в вашем выступлении на онлайн семинаре во Владимире, который состоится уже 13 сентября?
О важности интеграции общего и дополнительного образования, о метапредметности, о внедрении в школах театральной культуры как основополагающей «связки» в концепции образования.
Театр, процесс создания спектакля, переживаемый в динамике подготовки к этой высшей форме через серию уже существующих программ - это мощное средство освоения ребенком культуры и мира.
ФГОСы очень сложно пытаются внедрить с начала 2000-х годов метапредметность образования, это умение переходить из одной предметной области в другую, находить параллели, подниматься над обсуждением каких-то проблем, выходя за рамки алгоритмов. Мы в 2007 году получили награду как лучшая школа России за метапредметную интегративную технологию «Энциклопедия», которую сделали, и ее реально можно было сделать только тогда, когда была воссоздана полная картина мира, где было и искусство, и все, что связано с закономерностями природы.
Иными словами, допобразование, в частности искусство, становится естественной часть общего образования. Отсюда есть следствия. Первое следствие – метапредметность. Второе – «драматизация» образования. Когда театральные приемы и художественный взгляд на преподавание помогает сделать его более эффективным. Я часто задаю вопрос своим коллегам: «Интерес или мотивация?» На мой взгляд, учитель должен быть интересен всегда, должен уметь заинтриговать, удержать внимание аудитории. И этому надо учить. Каждый урок должен быть как спектакль в театре. Третье следствие – единая образовательная среда для детей с разными возможностями. Разговор о том, что в каждой школе должна происходить инклюзия, это фигня, такого быть не может. Она происходит не за партой, она происходит в смежных состояниях, в смежных пространствах. Это изобразительное искусство, танец, музыка, там происходит инклюзия, адаптация этих людей, социализация. Четвертое следствие - воспитание. Ни один Бокерия, препарируя, не сможет отличить воспитание от образования. Это единый процесс. Как только человек подходит к школе, видит, как она выглядит, начинается процесс воспитания. Все остальное театр сам внесет в школу. Воспитывает не факт, а образ. Пятое следствие – постоянный поиск родителями точек соприкосновения интересов с детьми. И школа может им в этом помочь, дать эти точки. Через совместные походы в театр, совместные экскурсии, показы, концерты и многое другое. Школа может создать семейную историю, где все становятся участником образовательного процесса, и родители тоже. Все это вместе создает абсолютно другую школьную жизнь, другую атмосферу. У Бергмана есть хороший фильм «Волшебная флейта», и он удивительным образом сделал начало этого фильма. Когда после того, как камера проезжает под первые аккорды музыки Моцарта через огромный старый парк, она попадает в оперный зал, где исполняется знаменитая увертюра «Волшебная флейта» и выхватывает лица в зрительном зале. Это лица людей разного возраста, разного цвета кожи, разного вероисповедания, очень красивые лица. Искусство и красота – единственное, что может нас спасти.
Что бы Вы пожелали педагогам Владимира, перед которыми стоит непростая задача открытия театра в каждой школе?
Если он впишется в учебный план конкретной школы, у этого дела есть огромные перспективы. Очень важно, чтобы в школе было то, что помогает не только знать, но и чувствовать. А что касается пожеланий, однажды, при прослушивании детей в первый класс у нас случилась интересная история. В какой-то момент один мальчик похвастался, что умеет плавать. И тогда я сказал «стоп» и стал спрашивать остальных детей, какие виды плавания они знают. Ответ были самые разные: «по-собачьи», «солдатиком», даже «кроликом». И вдруг одна девочка сказала, что знает еще один вид плавания, «сердечком». Я переспросил, что она имеет в виду. И тут она сложила руки, как в брасе, и показала, как она плывет. Поэтому я всем желаю прежде всего, независимо ни от чего, плыть по жизни в этом стиле, «сердечком». Это самое главное.