Мария Крашенинникова-Хайт
Форум-театр и подростки. Почему это работает
.
Мы в соцсетях
Девушка М. говорит: «Мы занимаемся с психологом, и я дала ей обещание, что сделаю что-нибудь очень смелое для себя. Вот сегодня мы сыграли, и это было оно! Мне понравилось».

Юноша Д. говорит: «Я на репетициях думал, что ничего не получится. А потом зрители пришли, и сразу получилось».

Девушка П. говорит: «Я вообще-то в жизни как она [другая героиня] реагирую, сажусь и плачу просто…» — и через минуту уходит, бросая в партнёров по сцене такой силы заряд яростного молчания, что по спинам пробегают мурашки.

Подруга девушки П. на одной из первых репетиций тревожно заглядывает в зал: «Всё в порядке? Я решила, тебе мать позвонила и опять орёт!» Репетирующие заговорщически переглядываются. Тут — театр.

Какой спектакль с высокой вероятностью окажется для подростков вовлекающим и актуальным? А можно ли не просто показать, но и сделать с ними такой спектакль, чтобы в процессе участникам было интересно, материал не навязывался взрослыми, был соблюдён баланс между творческим поиском и чётким воплощением (подросткам ведь особенно важно, чтобы у них одновременно была свобода и устойчивость), а в итоге получилось нечто значимое — личностно и социально? И как быть, если собравшиеся в группу подростки отношения к театру до этого не имели? В такой ситуации на помощь приходит метод, который позволяет в первую очередь наладить с участниками диалог, понять, что им важно, а затем показать это на сцене — и включить в процесс ещё больше подростков. Это форум-театр, он же «театр угнетённых», который в 1970-е придумал бразильский режиссёр и политический активист Аугусто Боаль. В статье я, магистрантка программы ГИТИСа, ЦИМа и Инклюзиона «Социальный театр», анализирую свой опыт встречи с форум-театром в разных его ипостасях, смотрю на него с позиции исследователя, зрителя и практика, а также ищу ответ на вопрос, что даёт этот опыт в работе с подростками.

На портале уже есть отдельная статья о Боале, но упомянуть его ценностные основания здесь всё же стоит. Боаль считал, что сложившиеся социальные структуры функционируют достаточно директивно: общество, даже не всегда воплощённое в конкретной фигуре, приказывает вести себя, одеваться и говорить определённым образом. В согласии с принципами «педагогики угнетённых» Паулу Фрейре, Боаль полагал, что возможность человека задавать вопросы и искать свои ответы гораздо ценнее «правильного» поведения, воспроизводящего доминантную логику иерархий. Поэтому режиссёр и стал практиковать театр как живой процесс, в котором можно пробовать разные варианты трансформации реальности. То, какой получится эта «репетиция», зависит не от задумки постановщика — он всего лишь подставляет зеркало действительности, которую хотелось бы изменить. Зато все, кто задействован в спектакле — и актёры на сцене, и зрители-соучастники ("spect-actors" — дословно «наблю-действующие» вместо "spectators" — «зрители, наблюдатели»), — меняют происходящее, актуализируя своё базовое право на мысль и голос.
Логика построения спектакля
Работа группы Центра толерантности
В основе форума-театра лежит конкретная проблема, актуальная для команды, которая играет спектакль: например, человеку не платят зарплату, или он беженец, который не может освоиться в чужой стране, или он подвергается травле, или его близкий друг совершил преступление. Сюжетов может быть много, но принцип один: ситуация героя явно ставит его в уязвимое положение и провоцирует конфликт.

В спектакле есть протагонист (персонаж, попавший в сложную ситуацию и, как правило, не знающий, что ему делать), антагонист (яркая фигура, человек с принципиальной жёсткой позицией) и нейтральные персонажи, сочувствующие одному или другому.

Участники спектакля подробно прорабатывают сюжет: конкретную ситуацию, в которой оказались герои, причины её возникновения, детали жизни и взаимоотношения своих персонажей. Команда придумывает несколько сцен, связанных между собой и раскрывающих проблему с разных сторон, а потом играет эти сцены перед зрителями. Действие в каждой сцене и во всём спектакле развивается по законам драматургии, но завершается не развязкой, а кульминацией. Актёры показывают, как нагнетается атмосфера, и не предлагают никакого решения. Когда ситуация доведена до предела, спектакль останавливается — и начинается модерируемое соучастие, которым управляет ведущий, или Джокер.

Джокер инициирует диалог с залом: предлагает обсудить ситуацию, которую зрители только что увидели, откликнуться, насколько знакомой и актуальной она показалась, узнать что-то о героях, заметить, в какой момент конфликт начал становиться невыносимым, и, наконец, предположить, кто из персонажей и в какой момент мог бы повести себя по-другому, чтобы до предела не дошло. После этого исполнители играют заново, эпизод за эпизодом — и у любого человека из зала есть возможность остановить спектакль, выйти на сцену и предложить свой вариант действий одного из героев. Обычно спектакль ограничен по времени и завершается тогда, когда использовано несколько стратегий поведения в каждой сцене, а не продолжается до тех пор, пока не найдётся решение.

Разговор и процесс участия определённым образом регламентированы, и ведущий является гарантом соблюдения правил — а значит, безопасной атмосферы — как для актёров, так и для зрителей. Именно благодаря ему поддерживается динамика, а зрителям, обычно не подготовленным к такому развитию событий, не страшно выходить на сцену. Джокер — посредник, который запускает механизм и помогает ему привести участников к личным открытиям. Хотя какие это будут открытия, заранее предсказать нельзя. Удастся ли спасти ситуацию, договориться — или конфликт разгорится ещё ярче? Форум-театр не предполагает одного единственно верного ответа, а за счёт палитры вариантов создаёт поле, в котором каждый формирует ответ для себя. Соучастниками «разбора» в итоге становятся не только те, кто выходит на сцену, но и те, кто молча наблюдает за развитием событий и в какой-то момент с ними соглашается или решает оспорить.

Как правило, спектакль форум-театра показывается в формате «равный равному». Во-первых, сцена не возвышается над залом, все сидят близко, декорации меняются при зрителях и состоят в основном из бытовых предметов. Во-вторых, соблюдается однородность исполнителей и целевой аудитории: подростки играют для подростков, студенты — для студентов, мамы — для мам. Это позволяет избежать колониального взгляда и позиции «всезнающего художника». Проблема, из которой вырастает постановка, и созданная атмосфера должны соответствовать опыту и тех, кто играет, и тех, кто смотрит, иначе полноценного соучастия не случится и театр останется умозрительным.
Форум-спектакли для подростков


Спектакль в Центре толерантности

С 2013 года в Еврейском музее и центре толерантности в Москве существует репертуарный форум-театр. Он включён в институциональную работу Центра толерантности, который занимается социальной проблематикой с позиции психологии и образования и рассматривает художественные проекты инструментально, но, тем не менее, даёт им зелёный свет. На бесплатные спектакли форум-театра в музее зрители подросткового возраста приходят классами, включаются в решение проблемы, показанной на сцене, предлагают разные варианты поведения героев и в безопасной обстановке (ведь театр воспринимается если не как иллюзия, то точно как игра) проживают ситуацию, которая может быть актуальна в школе/колледже на самом деле. Спектакли о подростковом наркопотреблении, буллинге, самоопределении и других сложных темах отвечают на запросы педагогов, которые приводят учеников смотреть форумы, а в процессе откликаются самим подросткам. Для одних ребят оказывается важно попробовать стратегию поведения, которую не всегда удаётся реализовать в жизни. Для других имеет большое значение то, что в зале присутствует эксперт — ему или ей можно задать вопросы по проблеме, в том числе лично подойдя после спектакля (или в случае онлайн-показов написав сообщение). Для третьих ценностью становится не тема, а тот факт, что взрослые ведущие искренне поинтересовались, что они думают. Для четвёртых главное открытие заключается в самом типе театра, который рождается у тебя на глазах, рассказывает о таких же людях, как ты, и зависит от твоего вмешательства.

Спектакли в Центре толерантности под руководством режиссёра и идейного вдохновителя Юлии Шевелёвой создаёт волонтёрская команда непрофессиональных актёров: большинство из них студенты или выпускники психологических факультетов, заинтересованные в работе с другими и одновременно в развитии собственных навыков. Труппа проходит через авторскую комбинацию психологических и актёрских тренингов, постоянно находится в рефлексивном диалоге и уделяет достаточно много времени как исследованию темы каждой постановки и своего отношения к ней, так и совершенствованию исполнительских и импровизационных навыков. Команда у проекта более-менее постоянная: около 20 участников, которые показывают однажды созданные спектакли в репертуарном формате (хотя, разумеется, каждый показ значительно отличается от другого, потому что зависит от зрителей). У такого подхода есть ряд преимуществ и ограничений. Среди первых — атмосфера безопасности и доверия в труппе, благодаря чему возникает сплочённость; ощущение общего достижения на ниве полезного и интересного дела; развитие каждого участника: форум-театр открывает новые горизонты тем и возможностей не только для зрителей, но и для тех, кто его делает. Среди вторых — меньшая личная и большая аналитическая вовлечённость в тему каждого нового спектакля, тему для которого предлагает организация, а не сами участники; а также смена актуального проблемного ряда исполнителей, которые по возрасту всё дальше уходят от своей целевой аудитории.

Ещё один интересный пример форум-спектакля для подростков, включённого в институциональный контекст, — работа немецких режиссёров и театральных педагогов Кристиана и Карен Гизе. Спектакль «По приколу! Кто решает, что смешно?» в похожих версиях существует в берлинском театре Shtral, который специализируется на подростковом репертуаре, в Красноярском ТЮЗе и в Березниковском драматическом театре (последняя версия — недавняя постановка Екатерины Райковой-Мерц, работавшей с супругами Гизе в Красноярске). Здесь условия другие: в театральной среде появляется спектакль, построенный по принципам Боаля, но открыто их не декларирующий (факт этот кажется не столь удивительным, если вспомнить о бразильце как о представителе активистской контркультуры, а о его наследии — как о прочно приклеившемся к категории социального [читай — непрофессионального] театра). Спектакль в афише именуется интерактивным. Он одновременно заявлен как интересный для подростков формат и разговор на тему школьной травли. На него продаются билеты, в нём задействованы профессиональные актёры и традиционная сценическая площадка.
Красноярский ТЮЗ. Сцена из спектакля «Кто решает, что смешно»
К постановке в Красноярске пьеса была уже написана, но чтобы проработать роли, актёры сначала провели в школах тренинги-исследования на тему травли, затем пригласили группу подростков на репетиции, где предложили им быть активными соучастниками игр и разговоров, а в конце организовали несколько пробных показов. Также артисты и модератор постоянно тренировались импровизировать и вместе с тем существовать в довольно жёсткой структуре действия. В итоге механизм работает как часы: раз за разом перед зрителями возникает школьный спортзал, в чётко закреплённых точках спектакля задаются вопросы и последовательно проявляются моральные посылы — чем раньше обратишь внимание на травлю, тем больше шансов будет её пресечь; агрессией дело не поправишь; больше всего может сделать наблюдатель, если займёт активную позицию; агрессор виноват и должен быть наказан. Спектакль порой кренится в сторону педагогического назидания, а порой — в сторону эстетического театра, где важны декорации и актёрская достоверность, но всё-таки предоставляет подросткам возможность выйти из пассивной позиции и разобраться в ситуации.

В российской культурной сфере репертуарный форум-театр, вписанный в институции,— это, скорее, исключение, чем правило. Зато по этим двум примерам достаточно просто сделать вывод о нужности формата при работе с подростковой аудиторией. Форум-театр срежиссирован как образовательное событие: последовательно проводит участников от разделённого переживания через совместное означивание к порождению личностных смыслов и присвоению своего открытия. Он предлагает подросткам удовлетворить особенно важные для этого возраста психологические потребности: почувствовать себя акторами и авторами, способными влиять на события; сформулировать и выразить собственное мнение так, чтобы быть услышанными; получить опыт неравнодушия и поддержки при встрече с актуальной проблемой; в конце концов, выйти из привычного цикла «школа-репетиторы-дом» и встретиться с интересным форматом, в который легко включиться и получить эмоциональный заряд.
Форум-спектакли с подростками
Показ в Культурном центре ЗИЛ
Устройство форум-театра позволяет подросткам быть не только зрителями, но и создателями подобных спектаклей, особенно если их в это путешествие сопровождает режиссёр, психолог или педагог, готовый искать ответы вместе с группой и не занимать позицию «пристройки сверху». Взрослый в данном случае отвечает за комплекс подготовительных упражнений и последовательное соблюдение механик, что помогает участникам творить в коридоре импровизации. Форум-театр может родиться в школе, в студии и в принципе в любом проекте по работе с подростками: он зависит не от площадки и государственного плана, а исключительно от актуальности для участников, от желания сделать и показать.

Ведущий форум-театра, который создаёт спектакль с подростками, вынужден соблюдать баланс актёрских и психологических практик, чтобы спектакль получился спектаклем и при этом был посвящён значимой для участников теме. В программе подготовки можно использовать тренинговый комплекс Аугусто Боаля (большое количество упражнений, связанных с телесностью, звучанием, визуальными образами, памятью, героями и так далее, описано в книге «Игры для актёров и неактёров», которая есть на английском), а можно составить программу самостоятельно. При таком балансе, выводящем участников на исследование себя, доверительный разговор об актуальных проблемах и коллективное творчество в безопасной атмосфере, репетиции могут быстро превратиться в пространство, куда подростки будут приходить за поддержкой и общением. Ведущему занятий очень важно предполагать этот эффект и заранее прояснить для себя, с какой целью в первую очередь создаётся форум-спектакль: для проработки конкретной проблемы участников группы, для предъявления важной темы зрителям, для апробации формата, для создания и поддержки подросткового сообщества. Понятно, что все задачи так или иначе будут выполняться, но определение главной цели приводит к ответу на вопрос, чем в итоге окажется форум:

  • технологией, помогающей достаточно быстро создать спектакль с непрофессионалами,
  • театрально-педагогической практикой, направленной на личностное развитие и психологическую поддержку участников,
  • социально-художественным (или активистским) высказыванием, предлагающим поговорить об определённой уязвимости на поле театра, или
  • просветительским инструментом, делающим видимой определённую проблему.

Правильного ответа, разумеется, нет — форум-театр тем и хорош, что может быть гибким.

В 2021 году я работала над двумя форум-спектаклями с подростками. Главные цели их отличались.

Первый состоялся в Политехническом музее в рамках проекта «Облака разных размеров и цветов», созданного специально для работы с детьми и подростками с миграционным опытом. Основная специализация проекта — анимация и монтаж, но команда решила расширить поле творческих практик и одну из мастерских посвятила театру. Вначале организаторы пошли по «традиционному» пути и попробовали создать литературоцентричный спектакль, смешанный с документальным и опирающийся на замысел режиссёра. Однако обнаружилось, что задача у театральной мастерской всё-таки другая — не просто инициировать выступление ребят на русском языке, но и помочь им поговорить о том, что их действительно волнует. Тогда организаторы обратились к форум-театру (я стала консультанткой по формату и ведущей группы), и за два месяца нам удалось подготовить и показать спектакль о типичных для ребят ситуациях: ссоре в автобусе из-за незнания русского языка, неприятии одноклассников с «нерусской» внешностью и предубеждённом отношении к ним администрации школы. Программа занятий состояла из упражнений, связанных с движением, пространством, рисованием и молчаливыми этюдами. Основная ставка делалась на невербальное выражение эмоций и ситуаций, которое не требует высокого уровня владения русским языком. В итоге обнажился главный дефицит ребят — невозможность объясниться. Сюжеты для спектакля родились из необходимости решить эту проблему и во многом основывались на реальных ситуациях из жизни участников. В итоге спектакль, который мы показали дважды, нашёл отклик не только у подростков с опытом миграции, но и а) у подростков без такого опыта, тем не менее, сталкивавшихся с непониманием и травлей, б) у педагогов, работающих с подростками в школах, в) у взрослых, которые в жизни становились свидетелями дискриминации, г) у представителей других социально уязвимых групп, тоже имевших опыт миграции или, например, входящих в сообщество глухих и точно так же встречающихся с трудностями в коммуникации. Ребята получили опыт публичного выступления, прибавивший некоторым из них уверенности в себе, но главным результатом стал разговор о проблеме, которая попала в зону видимости зрителей.

Второй форум, точнее, две отдельные сцены в формате форум-театра, были созданы в театральной лаборатории проекта «Подростки и котики», направленного на создание и поддержку самоорганизованного сообщества подростков, столкнувшийся с трудной жизненной ситуацией, зависимостями и психическими расстройствами. Театральная лаборатория — годовой проект, в котором участники вместе исследуют разные виды современного театра. Основная цель здесь поддерживающая и по необходимости терапевтическая: важнее не то, кому и сколько раз участники покажут спектакль, а то, что они сами узнают про себя в процессе его подготовки. Сцены форум-театра оказались посвящены взаимоотношениям с родителями. Подготовка и показ велись немного по иной технологии, чем в предыдущем случае, хотя заняли те же два месяца со встречами раз в неделю. Используя метафорические инструменты, мы много говорили о чувствах, делали коллаж о проблемах подросткового возраста, затем перевоплощали его в живые скульптуры и развивали в сцену. Все вместе мы продумывали персонажей, обсуждали их жизненную ситуацию, мотивацию и реакции, отчего спонтанно рождались диалоги. Эта спонтанность продолжилась и во время показа: ребята на сцене отвечали на множество вопросов о своих героях, благодаря чему зрители понимали происходящее гораздо лучше. Во время показа взаимодействие проходило по грани развлечения и серьёзного разговора, так что все участники — и на сцене, и в зале — получили не только опыт размышления о психологически сложной ситуации, но и опыт энергичного со-бытия. Здесь в центре внимания оказались выступающие: образы героев позволили ребятам поговорить о важном в игровой форме, а сам опыт участия в спектакле, удавшийся даже без актёрского опыта, продемонстрировал их собственные возможности и оказался позитивным и развивающим. На следующем шаге ребята в лаборатории создадут перформансы, которые позволят с другой стороны взглянуть на волнующие их проблемы.

Опыт создания подобных проектов показал мне, насколько легко подростки включаются в создание форум-театра. Проблематика им не чужда и не навязана извне, формат понятен, динамика увлекает, результат интересен и важен. На данный момент мне кажется, что для участия в форум-спектакле ребятам совсем не обязательно иметь какой-либо театральный опыт. Если в группе комфортно и безопасно, участники готовы довольно открыто говорить о том, что их беспокоит, и/или показывать это на сцене, защищённые образами персонажей. Коллективное созидание в форум-театре не элитарно, оно не требует особой начитанности и насмотренности, особого мастерства. Оно делает ставку на искренность и раз за разом выигрывает, потому что человек уже является экспертом в том, как быть собой. Задача же театрального педагога в процессе подготовки такого спектакля — с помощью упражнений (на самом деле практически любых, главное — совместных и обсуждаемых) и искреннего включения в интересы подростков создать атмосферу доверия, в которой хочется говорить о важном и творчески проявляться.
Девушка Т. говорит: «Я, наконец, поняла, как чувствует себя тот, кто травит. В школе меня обычно травят, а тут я играю наоборот и чувствую, как это… неудобно и плохо внутри. Я им теперь немножко сочувствую даже».

Девушка З. говорит: «Я бы сделала спектакль про поиск себя. А ещё про буллинг от учителей. Это важно через искусство, потому что не напрямую, так больше людей смогут подключиться».

Юноша С. говорит: «Я раньше ходил в театральную студию, мы там целый год ставили спектакль, а потом только один раз сыграли. Я тогда себе сказал: "Ты ещё выйдешь на сцену и всем покажешь!"». Играть он идёт с потрёпанным томиком «Гамлета» и в сцене ссоры с матерью бурчит себе под нос: «О, если бы Предвечный Судия не называл грехом самоубийства!» Вставить эту цитату он придумал сам. Кому надо — тот услышит.

Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda