Обзор текущих форм и практик организации работы школьных театров в образовательных организациях города Москвы
Мы в соцсетях
Формы и практики организации работы школьного театра
Для анализа текущих форм и практик организации работы школьных театров в образовательных организациях города Москвы были проведены несколько глубинных итервью, а также массовый опрос педагогов.

Интервьюерами выступили люди, которые имеют непосредственное отношение к школьному театру:

  • режиссер, педагог, учитель Мировой художественной культуры, внедряющий методы театральной педагогики на уроках в старшей школе;
  • педагог-организатор и руководитель театральной студии;
  • куратор фестиваля «Театральный Олимп»;
  • режиссер, старший методист Театра юных москвичей ГБПОУ «Воробьевы горы»;
  • режиссер, художественный руководитель различных фестивалей.

В ходе проведения интервью был составлен портрет среднестатистического школьного театра.

Как правило это учитель, учитель любой специальности. В основном – учитель русского языка и литературы. Иногда учителя истории, музыки, МХК или педагоги дополнительного образования. В 70 % случаях – это женщина любого возраста от 21 и выше. Чаще это человек без всякого театрального образования, хотя некоторые руководители школьного театра имеют актерское образования, очень редко – режиссерское. Школьный детский театр – это хобби, переросшее в профессию, поскольку стало большой любовью. Человек, который руководит школьным театром – это подвижник, влюбленный в свое дело. В 90 % случаев с коллективом работает один человек, и только в 10 % школьных театрах, это два и более педагогов. Руководитель школьного театра – это организационный директор, все организует: декорации, костюмы, свет, звук, – решает все организационные вопросы. Иногда школьному театру помогают родители учеников, которые ходят заниматься в театральную студию. Руководитель школьного театра – это энтузиаст, который сам всё делает, сам хочет что-то делать.

Формы школьного театра:

  • драматический (основная часть школьный театров Москвы);
  • кукольный;
  • музыкальный;
  • театральный проект или театральная лаборатория.

Обычно школьный театр существует для постановки спектаклей к праздникам: 1 сентября, день учителя, Новый год, 9 мая, выпускной. Или это иллюстрация к литературе. Например, в школе проходят «Грозу» – делается инсценировка.

Кому адресован школьный спектакль?

Школьный спектакль ставится обычно для себя (для учителя и учеников), для родителей. Зрителем таких спектаклей становятся школьники разных параллелей, учителя и родители. Достаточно часто дети старшей параллели делают спектакли для начальной школы. Некоторые школьные театры ездят и дают спектакли в соцучреждениях: детских больницах или детский домах. Когда спектакль представляется на фестиваль, то спектакль могут увидеть и другие коллективы. Но это происходит, если только спектакль попадает в лучшую десятку.

Обычно школьный спектакль играется один-два-три раза. Но бывают случаи, когда спектакль играется и больше раз.

Самыми распространенными жанрами, которые используют школьные театры – это драматический спектакль или детский. Реже – радиоспектакль, моноспектакль, этюды, танцевальные, пластические, документальные, литературно-музыкальная композиция.

Обычно ставят Маршака, Барто, Чуковского, Носова, Драгунского, Гоголя, Островского, Чехова, Пушкина, русские народные сказки, Шекспира, Милна. В основном ставится проза.

Формы образовательной работы, распространённые в московских школьных театрах:

  • кружок или небольшой коллектив;
  • школьный театр;
  • внеурочная деятельность по театральной педагогике.

Виды и формы работ в школьном театре:

  • репетиции;
  • тренинг;
  • игры;
  • история театра;
  • театральный этикет;
  • спектакль;
  • упражнения;
  • чтения;
  • выходы в театр, музей, на прогулки, какие-то городские мероприятия;
  • обсуждение;
  • создание декораций, костюмов и т. д.

Театр дает возможность так организовать процесс, чтобы три начала: и телесное, и эмоциональное, и интеллектуальное, – были задействованы в процессе развития ребенка. Необходимо, чтобы театр в школе был не только для того, чтобы поставить сценку, а, чтобы театр стал полигоном особого способа существования, который дальше должен распространятся на всю школьную жизнь: на все занятия, уроки, другие всякие элементы, чтобы все было событийным. А также необходимо создать условия для того, чтобы такое начинание росло в школе.
Взгляд педагогов и администрации на роль школьного театра в образовании
Для того чтобы узнать, как школьные учителя и педагоги дополнительного образования оценивают роль театра и театральных практик в школьной жизни, сотрудники Лаборатории социокультурных образовательным практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ разработали анкету и провели социологический опрос российских учителей и других сотрудников общеобразовательных школ об их отношении к роли школьного театра в деятельности образовательного учреждения.

Анкета включала в себе следующие блоки:

  1. Информация о школьном театре: есть ли он в школе, сколько лет существует, основные характеристики его деятельности.
  2. Роль школьного театра в общекультурном развитии учеников школы.
  3. Использование театральных практик учителями в ходе урочной и внеурочной деятельности.
  4. Участие различных субъектов образовательных отношений в работе школьного театра.
  5. Основные социально-демографически и профессиональные характеристики респондентов.

В разделе «отчет о проведении социологического опроса» представлен анализ полученных материалов. В этом разделе мы более подробно остановимся на результатах исследования по пункту «роль школьного театра в общекультурном развитии учеников школы», поскольку ответы этого блока дают материал, необходимый для построения модели школьного театра.

Подавляющее большинство респондентов - 73,9% отметили, что в их школе есть театр (23,3% - театра нет, 2,8% затруднились ответить).

Из ответивших более половины (57%) указали, что театр существует в школе достаточно долго – более пяти лет, новых театров в школах участников исследования значительно меньше. Можно предположить, что указанные сомнения связаны с не регулярным, а эпизодическим характером постановок и общешкольных театральных событий в школе.

При этом только 334 человека (60%) отметили, что принимают участие в работе школьного театра.

Абсолютное большинство респондентов 94% уверенны, что театр школе необходим. Только 2% считают, что театр школе не нужен, еще 4% затруднились ответить на этот вопрос.

Эти данные показывают, что потребность в театральной работе является постоянной составляющей школьной жизни и возникновение театральной работы напрямую не связано с недавними постановлениями Министерства Просвещения. Эти постановления подкрепляют насущную сложившуюся потребность самих образовательных учреждений.

При ответах не вопрос: для чего нужен театр - респонденты отмечают в первую очередь различные аспекты развития личности:

  • для творческой самореализации (16 %),
  • для повышения общего культурного уровня (14 %),
  • для развития личности, выработки личностной позиции (14 %).

Выше приведённые ответы подтверждаются и данными, полученными по вопросу: помогает ли школьный театр в развитии личности и личностных компетенций учащихся. Отрицательно ответили на этот вопрос только 1 % респондентов (8 ответов). Сомневаются – 4% (31). А 677 участников опроса (что составляет 95 %) указали, что школьный театр помогает в развитии личности и личностных компетенций учеников.

Интересно заметить, что влияние театра на создание доброжелательной атмосферы, проживание содержание урока и опыт успешности – отмечается респондентами в меньшей степени (7-9 %).
И тут нельзя не отметить, что сотрудники образовательных учреждений слабо знакомы с исследованиями, которые проводились в этой области как в нашей стране, начиная с 1920-ых по 1980-ые годы (преимущественно под руководством НИИ Художественного воспитания), так и за рубежом. Недооценивая значение театра для создания дружественной социальной среды, педагоги упускают эффективные инструменты социализации. И видится необходимым, работая над внедрением моделей, провести работу по восполнению представлений о полезном инструментарии в этой области. Важно отметить, что на блок вопросов, какое участие принимают ученики в работе вашего школьного театра ответы разделились почти пополам.
В театре у школьника появляется возможность выбирать тему и литературный материал, формы и жанры постановок, разрабатывать визуальное и звуковое оформление. Эти ответы говорят о том, что в школьном театре у ученика чаще появляется возможность проявить свое авторство, повлиять на процесс собственного образования и развития.

На вопрос о том, какое место в школьной жизни должен занимать театр, 72% отвечают, что театральные элементы, должны пронизывать весь общеобразовательный процесс (работа в группах, ролевые игры, пластические импровизации, создание творческих проектов, сочинение диалогов, смена мизансцен урока и т.д.). И только 28 % считают, что театр в школе необходим преимущественно для специально мотивированных школьников, поэтому нужен в качестве отдельной структуры.

Это позволяет говорить о том, что основной задачей существования школьного театра является создание особой событийной образовательной среды, способствующей целостному становлению личности каждого школьника. Что же касается ранней профориентации и обретения подростками специфических компетенций, необходимых для театральной деятельности, то это является лишь возможным побочным результатом реализации основных целей и задач.

Что касается участия педагогов в деятельности театра, чаще всего в ответах отмечается участие в праздничных мероприятиях, организованных школьным театром (21 %) или участие в постановках спектаклей (20 %). Гораздо реже педагоги организуют обсуждения спектаклей школьного театра (9 %). И здесь мы тоже обнаруживаем существенный дефицит и разрыв между основными целями и реальными практикующимися инструментами. Внедрение актуальных моделей обязательно должно учитывать практики, вовлекающие в содержательную образовательную деятельность всех школьников. Одна из наиболее логично и просто реализуемых практик – творческие, безоценочные обсуждения спектаклей и других театральных школьных событий: организация мини-дебатов, «шапки вопросов», ролевых дискуссий, рингов, безоценочных интервью и других известных форм коллективной рефлексии.

Оценивая возможность применения театральных практик на общеобразовательных уроках, учителя отмечают, что применение театральных практик возможно в широком спектре урочной деятельности (89 %). Только 12 % респондентов считают, что применение театральных практик на уроках невозможно.

Учителями отмечаются наибольшая значимость театральных практик для 5-9 класса – 20 %, для начальной школы – 25 %, для 10-11 класса – 21 %. В меньшей степени видится такая значимость для учителей (12 %), родителей (9%) и выпускников (5 %). Это демонстрирует нам существенный сдвиг в профессиональном сознании, который произошёл за последнюю четверть века. Аналогичные опросы Московского институт открытого образования в начале XXI века давали прямо обратное соотношение цифр.

Большинство учителей-респондентов посещают со своими учениками также спектакли городских профессиональных и любительских театров (78 % и 59 % соответственно). Тем не менее, далеко не все участники исследования, даже из тех школ, где имеются школьные театры, смогли охарактеризовать их работу. Высказались о том, как представлен театр в общекультурном развитии учеников школы, только 342 человека, что составляет 61,8 % от числа учителей школ, где есть театр и 47,8 % от общего числа респондентов. Это означает, что далеко не все учителя, даже понимающие важность школьного театра, следят за его функционированием. А также это говорит о том, что у учителей нет инструмента для описания и оценки эффективности театральной работы в области развития зрительской культуры. Следовательно, для восполнения дефицитов важно пропагандировать в учительской среде те пространства, где можно уже сегодня восполнить эти пробелы, информировать об учительских клубах при московских профессиональных театрах, детских и не только. Также важно создавать специальные курсы повышения квалификации в этой области.

В целом можно утверждать, что опрос показал значимые позитивные изменения в осмыслении педагогическим сообществом значимости театральных практик в образовании, и вместе с тем зафиксировал недостаточность владения педагогами практическими инструментами этой области.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda