Дефициты смысла
Педагоги театральной студии «Пластилин» Марина Бахтина, Полина Печёнкина и Артём Фантаев размышляют о том, какие дефициты современного образования может восполнить театральная студия.
Мы в соцсетях
Вопрос: Считаете ли Вы, что в современном школьном образовании есть такие дефициты, которые важно восполнять за счёт театральных образовательных программ?

Артём Фантаев: Если говорить про "дефициты". Новенькие дети в студии, особенно если речь идёт о новой группе целиком, из рук вон плохо умеют работать сообща, несмотря на новые образовательные стандарты, где самостоятельной групповой работе, вроде бы уделяется внимание. В театре без такого навыка никуда, так что в этом направлении театральные студии работали всегда.

Ещё приходит в голову "страх перед неверным ответом", "боязнь ошибки". Поощрение любопытства, вызов жажды исследования и одновременное воспитание смелости в ответах и разумной ответственности за свои решения - вот, на мой взгляд, то, чего исчезающе мало во всей системе образования. Решать такую проблему только за счёт театральных образовательных программ крайне затруднительно, но работа в этом направлении, как мне кажется, характерна для театральных студий.

И наконец, плоскостность и прямота мышления. Воспитание художественного, образного мышления, в отличие от двух предыдущих задач, является одной из коренным образом присущих театральному образованию.

Есть проблема - это отсутствие качественного живого общения. Общение на переменах я назвать качественным не решусь. А в театре это получается восполнить.


Марина Бахтина: Сейчас мы очень страдаем от формализма, который душит все живое и личное. Мы не можем прийти друг к другу с просьбой - на все нужна бумажка с подписью и печатью и миллион приказов. Формат тестового контроля превращается в натаскивание "на результат". С какой бы душой ни относился педагог к детям, к своему делу, он загнан в рамки электронных журналов, череды ненужных формальных обязательных поездок, олимпиад, мероприятий "для баллов". А дежурство на государственных экзаменах сделало из педагогов надзирателей. Все учителя очень скучают по творчеству. Театральные программы как раз призваны разрушать стереотипы, расширять рамки и, если нужно, нарушать правила. Они подразумевают только живое непосредственное общение, ответственность и заботу о партнерах, чуткость друг другу. И речь совсем не о бунтарстве и протестах. Речь о внутренней гармонии, в которой нуждается каждый человек.


Полина Печёнкина: Основной дефицит сейчас, на мой взгляд, только один: дефицит смысла! Столько информации, столько возможностей для её получения... Множество цифр и букв... А наполнять смыслом каждое слово, звук стало все труднее. В школе это касается всех гуманитарных предметов: история, литература, МХК..и т.д. ... Человеку все сложнее поверить, что все, что написано когда-то, все, что произошло во всемирной истории лично к нему имеет отношение. Это про него тоже, а не "когда-то где-то с кем-то, и больше не повторится"... Школьный театр, образовательный театр, как раз и призван, видимо, помочь прикоснуться личностно к культуре и истории человечества, пропустить ее через свою душу, через свое мировоззрение и, может быть, изменить и измениться, дополнить и усовершенствовать. Это сложнейшая и важнейшая задача по развитию эмоционального интеллекта, о котором модно стало говорить последнее время. Слушать и слышать, вникать и делать выводы, уметь сочувствовать и переживать. Отвечать за свои слова, чтобы «да» было только «да», а «нет» - «нет».

Вопрос: Почему Вы приняли решение заниматься образовательным театром?

Марина Бахтина: Решение заниматься образовательным театром пришло не сразу. Мы стали откликаться сначала на личные детские проблемы и потребности, потом масштабнее и глубже на действительность, на среду, в которой существуем. Просто у всех свои методы и меры. Мы спокойно с улыбкой делаем свое дело, потому что обязательно нужно такое место, где тебе улыбаются.

Артём Фантаев: Обстоятельства так сложились, что я оказался в роли педагога театральной студии. Теперь я постоянно принимаю решение, когда передо мной встаёт вопрос о правильности моего пути или открываются заманчивые перспективы в других областях. И пока что, решения были в пользу образовательного театра. Во-первых, с детьми очень интересно и увлекательно. Во-вторых, я сам постоянно учусь у них, заражаюсь непосредственностью и открытым взглядом на мир. В-третьих, мы с ними исследуем мир театра, а это очень увлекательно. Думаю, в студии в этом плане достаточно много свобод в сравнении со взрослыми профессиональными театрами. А в-четвёртых, и это может быть самое главное - это просто ни с чем несравнимое, восхитительное чувство, когда на твоих глазах кто-то открывает новое в мире и в себе. Возможность разделять восторги и открытия, даже иногда быть их инициатором.

Полина Печёнкина: Так сложилось, я попала в театральную школу в 8 классе. И это было такое Счастье, и все годы моего обучения - сплошное Счастье. Потому что бесконечное количество умнейших, глубочайших, талантливейших произведений, на которых посчастливилось учиться, и педагогов, конечно, тоже! Возможность цитировать в разговоре с одноклассниками и однокурсниками Грибоедова, Шекспира, Островского, Пушкина… Это такие прекрасные Вселенные. Как можно променять возможность продолжать такое Общение на работу где-то ещё??! Вот сейчас делали сказки Козлова... Это тоже прекрасный мир! Для меня просто сплошная арт-терапия. А каждый из детей тоже - Вселенная. Каждый ценен невероятно. Стараюсь учиться у них, передавать им свой опыт. Просто я иначе не умею жить, наверное.


Вопрос: Как бы Вы сформулировали свои пожелания к учителям и родителям?


Полина Печёнкина: Не ленитесь разговаривать с детьми, слушать детей. Потому что очень многие стараются от детей отделаться. В школе отработать. Дома – откупиться. С детьми не разговаривают. Детей не слушают. И не слышат. И, мне кажется, это сейчас главная беда в детской жизни. Им выдали гаджеты, и заменили себя.

Марина Бахтина: Важно как-то больше быть с ними. От учителей я вижу отстранённость. Разговор сверху вниз. А хочется, чтобы они были как-то на равных.

Полина Печёнкина: Есть чему и поучиться у детей. Это не значит, что перед ними нужно лебезить или терять границы. Но учиться у них можно и нужно.

Марина Бахтина: А некоторым родителям я бы посоветовала, наоборот, не прогибаться под своих детей. Потому что очень многие дети избалованы.

Артём Фантаев: Мне кажется, не надо стараться всё время занять ребёнка. У детей должна быть какая-то свобода, какое-то свободное время.

Полина Печёнкина: Они не гуляют, не играют в футбол, в снежки, не лепят снежную бабу.

Артём Фантаев: Они не стреляют из палок.

Полина Печёнкина: Сначала их покупают гаджетами, а потом занимают кружками, чтобы они отложили в сторону телефон.

Артём Фантаев: Традиции общих столов и общих праздников очень важны, а сегодня они почти утеряны.

Марина Бахтина: У нас общие столы, чаепития – постоянная традиция. И это элемент программы.

Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda