Александра Никитина

Александр Тюкавкин – художественный руководитель Театра Юных Москвичей

Александр Николаевич Тюкавкин, двадцать лет был художественным руководителем Театра Юных Москвичей (ТЮМ) на рубеже XX-XXI веков (1983-2001 год), куратором театрального жанра фестиваля «Юные таланты Московсии». Родился 10 октября 1950 года. В 1973 году закончил физический факультет МГУ, а в 1976 году поступил на режиссёрский факультет ГИТИСА. Учился в мастерской М. И. Кнебель, где преподавали актёрское мастерство и режиссуру А. Зверева, А. Окунчиков, О. Кудряшов. В 1981 году получив специальность «режиссёр драматического театра» А. Н. Тюкавкин пришёл работать в Московский городской дворец творчества детей и юношества на Ленинских горах.

В качестве руководителя большого творческого объединения он сумел собрать вокруг себя большой интересный творческий педагогический коллектив. В Театре юных москвичей в период, когда им руководил А. Н. Тюкавкин, работали профессиональные режиссёры и педагоги, каждый из которых осуществлял со своей группой самостоятельные творческие проекты. Основным требованием, которое А. Н. Тюкавкин выдвигал к творческой команде ТЮМа – работа с качественным литературным материалом, как можно более разнообразным: классическим и современным, русским и зарубежным, комедийным и драматическим. Александр Николаевич ощущал наступившую эпоху 80-ых годов XX века, прежде всего, как возможность открывать для себя и для детей огромные пласты прежде закрытой культуры и литературы, как возможность серьёзно и глубоко говорить о проблемах человека и человечества на языке искусства. Он сам стремился к этому в своих постановках и этого ждал от остальной команды ТЮМа.

На рубеже XX и XXI века там были осуществлены постановки, объехавшие всю Россию и множество зарубежных стран. Об этих работах писали разные средства массовой информации, им были посвящены целые выпуски молодёжных номеров журнала «Театральная жизнь». Т. М. Прялкина поставила сказки «Питер Пэн» (1982 г.) и «Бемби» (1983 г.). В. А. Шендерович в 1983 году поставил «Буратино», а в 1985 году работу, ставшей легендой ТЮМа «До свидания, овраг!» по повести К. Сергиенко. С его лёгкой руки разнообразные инсценировки этой повести пошли по всем детским и молодёжным театрам России. В спектакле В. А. Шендеровича вместе с детьми играл молодой педагог ТЮМа А. Г. Гордон. Сам он в том же году осуществил учебную работу

«Лето Антона». В следующем 1986 году В. Н. Петухов поставил композицию «Зрелище» по поэзии А. Вознесенского, а Н. В. Бортник в том же году поставила «Русские водевили», а в 1987-ом сказку О. Пройслера «Маленькая Баба Яга». О. Н. Цыганова в 1993 году поставила спектакль «Пеппи Динныйчулок» по знаменитой повести А. Линдгрен, и в роли капитана Длинныйчулок там был занят А. Н. Тюкавкин. В 1996 году Л. Н. Зверева с группой старших подростков создала композицию «Любовь, любовь, любовь» по У. Шекспиру. В работе над этим произведением она использовала принцип, ставший особенно популярным в детских театральных коллективах в 90-ых годах XX века: создание целостной театральной композиции из отрывков классических произведений на какую-то определённую тему. Такой подход позволял дать возможность многим студийцам сыграть главные роли в отрывках из мировой классики, не выходить за рамки реального возраста исполнителей, не перегружать детей непосильной для них обязанностью удерживать сквозное действие в огромном объёме трёх-пятиактной пьесы. А в 1997 году Л. Н. Зверева поставила с младшими подростками озорной спектакль по повести О. Генри «Вождь краснокожих». С детьми младшего возраста в ТЮМе работали педагоги Л. Н. Блинова и Т. Ю. Ронами. Лариса Николаевна Блинова, педагог, режиссёр и актриса кино, принципиально не ставила спектаклей. Она занималась проблемами общего развития: ведла с детьми развивающие тренинги по речи, пластике, театральной игре. Это до сих пор один из лучших театральных педагогов Москвы в области театральной развивающей работы с младшими школьниками. Татьяна Юрьевна Ронами осуществляла с младшими школьниками их первые театральные постановки. В 1988 году она поставила один из лучших спектаклей младшей группы «Денискины рассказы».

Сам Александр Николаевич Тюкавкин так же много ставил в эти годы. Его больше всего увлекала литература XX века. Нельзя сказать, что все спектакли Александра Николаевича были поставлены по произведениям, принадлежащим к какой-либо одной эстетике: экзистенциализму, неомифологизму, литературе рассерженных, новой военной прозе или постмодернизму. Однако определённая логика в подборе материала чувствовалась. Это всегда были произведения, балансирующие на грани реалистического и романтического мировосприятия, произведения, тяготеющие к жанру философской притчи, рассматривающей базовые основы бытия. Эстетика постановки этих спектаклей так же отличалась некоторой сдержанной философичностью, лиризмом и глубокой интеллигентностью. В 1983 году был поставлен спектакль «Иван» по «Иванову детству» А. Богомолова, в 1984 году - «В горах моё сердце» по прозе У. Сарояна, в 1985-ом «Завтра была война» по повести Б. Васильева, в 1987-ом «Повелитель мух» У. Голдинга, в 1989-ом «Эквус» П. Шеффера и «Баллада о невесёлом кабачке» Э. Олби, в 1991-ом

«Предназначено на слом» Т. Уильямса, в 1992-ом «Праздник в подвале». В спектакле по пьесе Л. Петрушевской о школе «Дорогая Елена Сергеевна» вместе с детьми играли все педагоги и многие родители. В 1994 году А. Н. Тюкавкин поставил спектакль «Благослови детей и зверей» по повести Г. Свортаута. В инсценировке созданной им в соавторстве с Ю. Н. Витковской главными действующими лицами были мальчишки. Эта работа, как в своё время «До свидания, овраг!», спровоцировала целую волну постановок в детских и молодёжных коллективах России. Но наиболее успешной среди них оказалась версия руководителя московского театра «На набережной» Ф. В. Сухова, который в своей инсценировке превратил героев в героинь. Фёдор Владимирович сделал это совершенно сознательно, поскольку по его ощущению в России именно девочкам-подросткам свойственно активное, действенное протестующее начало. Последней работой А. Н. Тюкавкина в ТЮМе стала камерная работа на двоих «Долгая дорога навсегда» по рассказу К. Воннегута в 1998 году.

А. Н. Тюкавкин, благо Городской дворец творчества предоставлял такую возможность, любил организовывать для детей разнообразные поездки. Он уже тогда понял глубокий педагогический смысл того, что в последствии стало принято называть «образовательным туризмом». Руководитель ТЮМа был искренно убеждён, что возможность многое увидеть своими глазами, пережить как можно больше разнообразных впечатлений, даёт наиболее сильный развивающий эффект. Путешествовали во время осенних, весенних, но больше всего – во время летних каникул. В поездках дети работали, играли спектакли. Для гастролей специально готовили маленькие камерные спектакли. ТЮМ проехал по всей европейской части России от Воронежа до Архангельска. На гастроли в Петербург возили 5 спектаклей, столько же в Даугавпилс возили 5 спектаклей, а в Киев и Пущино ещё больше. В 1986 году ТЮМ выехал в летний лагерь Орлёнок и стал победителем театральной смены. Были у театра и зарубежные поездки. Несколько раз театр побывал в Германии: в Гамбурге, Эрфурте, Лейпциге и других городах. Во Франции играли в Тулузае, в Швейцарии в Стокгольме, в Италии в Мантуе, в Испании в Эльге, были на гастролях в Люксембурге.

В 1990 году А. Н. Тюкавкин впервые организовал фестиваль детских театральных коллективов, в котором приняли участие не только коллективы из Москвы и России, но из других стран. Фестиваль «Театральные каникулы» проходил на площадке Дворца творчества «На Ленинских горах» в 1990-ом, 1992-ом и 1994-ом годах. В этом фестивале приняли участие российские коллективы из Новокузнецка, Ленинграда, Калуги, Омска, Нарткалы. Приезжали детские театральные коллективы из республик Литва, Эстония,

Украина, Грузия, Узбекистан. Среди зарубежных были детские театральные коллективы из Испании, Америки, Чехии, Швеции, Германии, Болгарии.

С 1983 года Городской дворец творчества возглавил многопрофильный фестиваль «Юные таланты Московии», в котором был и театральный жанр. И А. Н. Тюкавкин был назначен куратором театрального направления. Эту роль он исполнял до 2001 года. В качестве куратора А. Н. Тюкавкин проделал колоссальную работу. Мероприятие, которое изначально было задумано как формальный смотр педагогических достижений, он смог на какое-то время трансформировать в интересную творческую лабораторию и настоящий творческий праздник. По «Положению» о фестивале, разработанному в Московском департаменте образования, предварительный отбор спектаклей должен проходить на окружных турах. При этом нужно заметить, что в округах среди кураторов не было и нет специалистов в области театрального творчества, а работа окружного жюри по «Положению» не оплачивается. Не трудно понять, что в самом лучшем случае, если в округах и проходит достаточно полный просмотр различных театральных коллективов, то в качестве членов жюри выступали учителя музыки, изобразительного искусства и литературы. В худшем случае никакого просмотра не проводилось, а на городской тур конкурса выдвигались коллективы наиболее авторитетных учреждений дополнительного образования, чьи работы по названиям соответствовали заявленной тематике. В итоге на городской конкурс первоначально попадало небольшое количество работ, в основном, низкого художественного и педагогического уровня. А. Н. Тюкавкин стремился преобразовать эту систему. Он добился права для городского жюри отсматривать спектакли, не выдвинутые окружными кураторами. В «Положение» о театральном жанре он оговорил так же возможность гибко подходить к заявленной теме года. Это было крайне важно, так как темы, сформулированные как «Годовщина юношеской спартакиады» или «Культура мира и ненасилия», впрямую выражены через театральное творчество быть не могут. Да и более творческая тематика, такая как «200-летие Пушкина» или «Год Андерсена» при узком подходе не даёт возможности сущностного творческого развития детского театрального коллектива. Каждый руководитель детского театра и каждый детский коллектив в конкретный момент времени находится на своей особой стадии творческого и психологического развития, и совсем не обязательно, что для него будет плодотворной постановка пушкинской драматургии или андерсеновских сказок. Совсем другое дело, если коллектив имеет право вступить с темой в свободный диалог, обратиться к биографии автора или эпохе, в которой он жил, выбрать драматургическое произведение, основанное на аллюзиях или цитировании. Тогда вероятность возникновения полноценной творческой работы становится гораздо выше.

Кроме того, в «Положение» о театральном конкурсе А. Н. Тюкавкин внёс несколько новых номинаций. Теперь педагоги могли заявить свою работу как «Спектакль», «Театрально-педагогический проект», «Педагогический дебют» и «Первую работу коллектива». Таким образом, расширялась педагогическая значимость конкурса, и при этом поднимались его художественные критерии. В номинации «спектакль» могли участвовать только работы, претендующие на художественную целостность, зато в других номинациях могли быть представлены работы, которые своей основной задачей ставили педагогический, а не художественный результат.

А. Н. Тюкавкин собрал большое и профессиональное жюри, куда входили режиссёры, педагоги, театральные критики, психологи, драматурги. Среди членов жюри тех лет были главный специалист кабинета любительских театров СТД М. Ю. Корбина, зам. главного редактора журнала «Мир детского театра» В. К. Бегунов, театровед А. Б. Никитина, доцент кафедры режиссуры МГУКИ С. В. Клубков, драматург и режиссёр областного театра им. Островского Д. Х. Салимзянов, зав. лабораторией театра НИИ художественного образования А. П. Ершова, сотрудник педагогической части МТЮЗа, психолог О. И. Троицкая, педагог МИОО, социолог Ю. Н. Витковская, педагоги по сценической речи и др. Этот расширенный состав мог работать несколькими группами параллельно. Члены жюри стремились отсматривать работы ещё на уровне окружных фестивалей, принимал видео работы спектаклей, которые не проходили через окружной тур. Всё это позволяло составить более ясное и объективное представление о картине детского театрального движения в Москве и собрать на финал фестиваля действительно интересные работы, на опыте которых остальные руководители детских театральных коллективов моги бы познакомиться с подлинно высоким уровнем театральной работы с детьми. Но деятельность жюри, собранного А. Н. Тюкавкиным не ограничивалась функциями отбора и награждения лидеров. По его инициативе члены жюри проводили со всеми желающими руководителями в округах предварительные консультации, как в области работы с репертуаром, так и в области подготовки коллектива к работе над спектаклем. По итогам фестиваля собирались круглые столы, в которых могли принять участие все руководители детских театральных коллективов Москвы. Во время этих бесед формировалась целостная концепция развития детского театрального движения города. Наиболее интересный опыт фестивалей был обобщён в сборнике «Некоторые итоги проведения театрального конкурса V Фестиваля "Юные таланты Московии"»: Информационно-методический сборник. Московский комитет образования. Московский городской Дворец творчества детей и юношества. - 1999 г. Составители: М. С. Алешина, А. Н. Тюкавкин, В. К. Бегунов, Д. Х. Салимзянов, Ю. Н. Витковская, Л. М. Симонова, А. Б. Никитина.

В 2001 году к руководству отделом дополнительного образования Московского департамента образования пришли новые люди, и стало ясно, что все усилия по созданию уникальной структуры ТЮМа и театрального жанра фестиваля «Юные таланты Московии» надо начинать заново. А. Н. Тюкавкин решил, что это следует делать новому человеку и оставил работу в Городском дворце творчества.

Среди его выпускников немало успешных людей: учёных, предпринимателей, педагогов, людей самых разнообразных профессий. Но немало среди них и профессиональных актёров: Ольга Кабо – Театр Армии, Виктория Толстоганова – театр Станиславского, Владимир Скворцов – театра «Эт Сеттера», Олег и Илья Любимовы – Мастерская П. Фоменко, Дмитрий Бородецкий и Эльвира Баширова – театр им. Моссовета, Глеб Подгорный – Малый театр, Данила Спиваковский – театр Маяковского. Сам А. Н. Тюкавкин считает, что его главная педагогическая заслуга заключается в том, что он научил своих учеников читать хорошую литературу и самостоятельно мыслить.

Если Вам понравился этот материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda