А. Б. Никитина

Александра Петровна Ершова -

создатель отечественной школьной театральной педагогики
Мы в соцсетях
Судьба и служение
Александра Петровна Ершова – создатель российской версии Drama in education, известной как «Социоигровой стиль обучения» и наиболее популярной в России системы театральной работы с детьми.

Александра Петровна – потомственный служитель образования и театра. Она родилась 31 октября 1938 года и выросла в Москве в семье Петра Михайловича и Александры Михайловны (урождённая Константинова) Ершовых.

Бабушка по отцовской линии Александра Алексеевна Ершова (урождённая Штевен) была активным христианским деятелем, создательницей и учительницей сельских школ.

Отец, Пётр Михайлович, - режиссёр и театральный педагог, ученик А.Дикого и В.Топоркова, теоретик и практик, развивший учение К.С.Станиславского о природе действия.

Всю жизнь Александра Петровна развивала идеи бабушки и отца в своей научной и практической педагогической и режиссёрской деятельности.

В бабушкиных школах было четыре простых завета: «не пить, не воровать, не обманывать и не сквернословить». Дома царила атмосфера безусловного взаимного уважения и доверия детей и родителей.

«Папа говорил, что самое плохое – это потеря дистанции… В воспитании человека должна быть дистанция. Если дистанции нет, то не справишься. А кто сейчас из современных родителей понимает это? Мама – Вы, папа – Вы? И вообще, папа и мама как подарок судьбы? Наоборот, я – подарок. А папа и мама, - это так, это, мне дано от природы», - печалится Александра Петровна. Но это не значит, что её идеал – авторитарные родители, игнорирующие интересы своего ребёнка. Напротив, её мечта – чуткий родитель: «Проблема - небережение жизни, на мой взгляд, это нам ответка за наше взрослое равнодушие к ребёнку. Где мы равнодушны? Сотни моментов. Иногда злобно равнодушны, иногда дружески равнодушны, но чтобы мы болели за него, так этого почти нет. Это выражается в нашей мобилизации, когда мы с ребёнком говорим. Мы мобилизованно с ним разговариваем? Мы понимаем, где его надо поддержать, а где надо остановить? Или мы всем своим поведением говорим: «Ну живи, живи… Да плевать на тебя…»? Очень часто современный ребёнок это самое «плевать на тебя» встречает и в семейной и в школьной педагогике.

Мой большой друг Сергей Плахотников со своей женой-психологом напридумывал замечательные идеи про «словесные действия». Он говорит, что родитель смотрит на ребёнка и думает: «Что ж ты не такой, как я хочу? Вот я бы хотел, чтобы ты был другой». И отсюда у родителя возникает действие-приказ: «Ну, куда ты идёшь?». А вот если бы у родителя в голове было: «Да ещё одна секундочка, и ты будешь таким, о каком я мечтал», то звучало бы действие «звать» и «ободрять»: «Куда ж ты идёшь?». Надо, чтобы в голове было правильно, тогда и словесное действие будет правильное. Ой, как это трудно! Как внутренне во внешнем выражается! Но только так».

С 1955 по 1962 Александра Петровна Ершова занимается в Театральной студии «Спутник» под руководством отца. Сделанные им открытия, разрабатываемые методы навсегда становятся единственной творческой и педагогической верой всей её жизни. Сама она рассказывает об этом так:

«Ну да, я сама играла. Играла в общем, не могу сказать, чтобы особо успешно. Зрители хвалили. А режиссёр, Пётр Михайлович Ершов, редко хвалил. У меня, может, раза два было, когда я точно знала секунду за секундой, что я буду делать на сцене.

Давно, в детстве, когда я думала про профессию, я не артисткой мечтала стать, я мечтала помогать талантливым. У меня была такая фантазия, что это самое интересное. Потому что на своём опыте, на опыте студии, в которой я играла, я знала, что у артистов всё очень трудно получается. Вот ради этого можно думать и искать».

В 1961 году она закончила физико-математический факультет педагогического института им. Потёмкина. А в 1965 году очно-заочный режиссерский факультет Щукинского училища. Работая в школе, Александра Петровна стала заниматься с детьми театром, и это во многом определило её дальнейший путь.

С 1965 по 1968 год Александра Петровна аспирант Института Художественного воспитания. Но в 1968 году её диссертация не принимается комиссией ВАК. И в этом она тоже похожа на отца – идеи слишком новы, а логика непреклонна. Только в 1971-м защита проходит успешно.

«В аспирантуре,- рассказывает Александра Петровна, - я ставила спектакли с детьми. А мы ещё перед этим этих детей измеряли: ЭКГ, кардиограмму, энцефалограмму. Это был первый опыт. И диссертацию я писала про творческую потребность. И вот тогда выяснилось, что если человек идёт в театральный кружок, с целью: «Я хочу научиться» - только такой мотив плодотворен для развития. Мотивы «Я хочу играть» и «Я хочу понять, как это делается» не работают.

Следующим шагом был поход в Городской дворец пионеров, где Вячеслав Михайлович Букатов вёл кружок. И мы придумывали, какие упражнения для детей сочинить».

С 1971 по 1974 год Александра Петровна работает во Владивостоке в Дальневосточном институте искусств руководителем актерского курса, преподавателем актерского мастерства. С 1974 по 2003 год она научный сотрудник, а с 1993 - руководитель лаборатории театра в Институте Художественного воспитания РАО. С 2003-2009 — научный сотрудник Академии сельских школ. Всё это время Ершова со своими соратниками: В.М.Букатовым, А.В.Гребёнкиным, Л.М.Некрасовой, С.В.Плахотниковым, М.В.Ганькиной, О.П.Лапиной, Е.С.Аккуратовой и другими разрабатывала методы социоигровой педагогики и программы обучения актёрской технике детей и юношества.

О начале работы над социоигровым стилем Александра Петровна рассказывает так: «В 80-ых годах прошлого века в московском театральном сообществе искали человека, который работал бы с детьми, но не просто ставил спектакли, а развивал их. И вот тогда меня послали сначала в Вену, а потом в Лондон знакомиться с зарубежными коллегами.

Благодаря папе я любила, знала, понимала актёрскую технику, ценила всей душой. А у них ничего этого совсем не было. Ни понимания действия и борьбы, ни «лёгкого веса», ни «тяжелого веса», ни «лепки фразы», ни «словесных действий», ни «мобилизации», ни «пристройки сверху-снизу», - они этого совсем не знали.

Но в Лондоне мы встретились с финской коллегой Тинтти Карпинен. Когда Тинтти рассказывала, чем она занимается в Финляндии, я поняла, что это - то самое. Что с детьми именно так можно работать. Что она также как мы всё делает, исходя из детей, из их интереса. Не авторитарно».

В работе над социоигровыми метода обучения Александру Петровну Ершову поддержали Евгений Евгеньевич Шулешко и его ученица Лидия Константиновна Филякина. Педагогика Шулешко основывается на идее «ровесничества». Если говорить проще – это взаимное обучение детей в разновозрастной группе. Идеи Шулешко и Филякиной лежат в русле гуманистической педагогики сотрудничества, где взрослый – не командирская фигура, а тот, кто помогает детям организовать плодотворное сотрудничество и увлекательные образовательные игры. Эти идеи увлекают и Александру Петровну Ершову.

«Главная забота учителя должна быть - как себя убрать. Берёшь инициативу, крутишь, вертишь, а подумаешь, какая ценность в этом? А как эту инициативу отдать им, ученикам? Чтобы они предлагали, чтобы они спрашивали!», - вот что её заботит. Для Ершовой важно так организовать занятие, чтобы ученики жадно добывали знания и помогали в этом друг другу.

С 1996 по 2006 год она художественный руководитель Класс-театра, где в социоигровом стиле и по учению П.М.Ершова обучают молодых артистов. В эти же годы Ершова преподаёт в Московском институте повышения квалификации учителей (потом МИОО), ведёт курсы для руководителей школьных театральных студий и просто учителей-предметников, увлечённых идеей использовать социоигровой стиль на обычных уроках. Эти же курсы она ведёт в Университете газеты «Первое сентября».

С 1998 года Московская школа 875 становится экспериментальной площадкой ИХО РАО. Ершова А. П. работает с учителями 875 школы Карловой И.В., Зибровой М., Матвеевой Н. с 1998 по 2018 год. С 2013 по 2018 научный руководитель прогимназии НОЧУ «Хорошевская школа» (Хорошкола). С августа 2017 и по настоящее время - научный консультант начальной школы в ОАНО «Новая школа».

С 2002 года Александру Петровну увлекает ещё один большой проект – летний театральный лагерь «Артсия», для которого она с группой единомышленников каждый год сочиняет новую творческую программу.

Социоигровой стиль
В чём же особенность социоигрового стиля? Он предполагает организацию занятия как увлекательной игры между микрогруппами детей. И эта игра и есть подлинная жизнь. Он основывается на развитии и использовании учениками умений свободно обсуждать интересующие их вопросы, следить за развитием общего разговора и за ходом общего дела, оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно.

В центре внимания А.П.Ершовой и её учеников-последователей практическая работа учителя, которая строится на его внимании к взаимодействию с детьми, к общению с ними и их между собой.

Приверженцами социоигрового стиля были качественно переосмыслены привычные представления о задачах театральной педагогики в школе. В частности, был перенесён акцент с «актёрских» умений учителя на «режиссёрские» - на его умения организовать творческий поисковый процесс, осознавать своё поведение и понимать поведение детей:

«Школе не нужна театральная выразительность, которой прельщаются педвузы, приглашая для работы со студентами профессиональных актёров или преподавателей из театральных вузов. Режиссёры на театральной сцене стремятся показать борьбу идей, мнений. И чем эта борьба острее, тем выразительнее. В школе же „борьба" идей, мнений, интересов протекает совсем иначе: чем тише и осторожнее — тем полезнее и эффективнее. В театре хороший актёр выражает себя в образе. А хороший учитель занят другим. Он улавливает образы, которыми ребёнок пытается выразить себя сам. Учитель — зеркало, а не позёр перед ним» - пишут в своих книгах А.П.Ершова и В.М.Букатов.

Главные правила социоигрового стиля:

  • Равноправие учителей и учеников перед правилами игры;
  • Вовлечённость всех учеников в творческий процесс обучения;
  • Работа учеников малыми группами;
  • Двигательная активность учеников и учителей «тело в деле»;
  • Смена мизансцен (общий круг, сцена и зал, отдельные группки разбросанные в пространстве и т.д.);
  • Смена ролей (исполнитель, инициатор, слушатель и т.д.);
  • Смена темпо-ритма.

С этими правилами непосредственно связаны ключевые задачи учителя на уроке или воспитателя на занятии: «двигать, видеть, слышать себя; двигать, видеть, слышать других», а также принцип снятия с педагога оценивающей, судейской роли и передача её ученикам.

Очень важно отношение к ошибке в социоигровой педагогике. Тут не просто признаётся право ученика на ошибку. Ошибка здесь рассматривается как подарок группе, как возможность для всех понять ошибку и научиться.

Также очень важное внимание в социоигровой педагогике отводится тайне. Тайна рассматривается как основная движущая сила познавательного интереса. Поэтому в социоигровой педагогике полностью исключается традиционная система опроса, где учитель задаёт вопрос о том, что ему самому давно известно и не интересно. А также не рекомендуется заранее объявлять тему урока, занятия. Интересно пройти путь поиска, исследования, а потом спросить учеников – что за тему они сегодня осваивали.

Актёрская грамота
Важным направлением размышлений и разработок А.П.Ершовой стало развитие идей отца о режиссёрском и актёрском искусстве.

«В Ершовской школе первый этап – это сосредоточенность внимания на технике действий, на понимании того, что предметом овладения, изучения является действие, техника действий», - пишет Александра Петровна.

Оценка работы в этой школе делегируется учащимся, а для этого необходимы понятные критерии оценки, важнейшими и самыми первыми из которых являются «играет с азартом или убегает от игры», «занят делом – или кривляется», «по правде или понарошку».

Важным элементом ершовской школы, с которого начинается основной этап обучения, являются пристройки к партнёру: сверху, снизу наравне. Следующее понятие – «вес»: тяжёлый или лёгкий характеризует эмоциональное и физическое состояние человека. «Собранность внимания, сконцентрированность и важность объекта выражается в том, что в технологии действий П.М. Ершова называется «мобилизацией». Важнейший элемент системы Станиславского – оценка факта – по Ершову определяется сменой пристройки, веса и мобилизации.

Следующий этап – овладение «нотами» словесного действия: ПРО, ПРИ, УЗ, УТ, ОБО, УП, УД, ПРЕ, ОБЯ, ОТ, ЗВА. (Просить, приказывать, узнавать, утверждать, ободрять, упрекать, удивлять, предупреждать, объяснять, отделываться, звать). Работа над «лепкой фразы» состоит и из овладениями другими техниками, о которых лучше прочитать в основных трудах П.М.Ершова и его последователей.

Сложнейший этап обучения – овладение «параметрами борьбы». Для этого раздела важно понятие «распределения инициативы», борьба за инициативу, умение её брать, отдавать, распределять. И так же здесь важно понятие «позиции». За что ведётся борьба – за дело или за отношения? Она деловая или позиционная? Также для организации «борьбы» важны понятия «силы-слабости», «наступления-обороны», «дружественности-враждебности».

Актёрская грамота в ершовской школе самими авторами часто сравнивается с музыкальными упражнениями. Здесь часто употребляются такие метафоры как гаммы, аккорды, этюды. И действительно, обучение актёрской грамоте в этой школе предполагает постоянный тренаж, отработку виртуозности.

Александра Петровна Ершова верит в силу живого действия, поэтому чтобы по-настоящему разобраться в её методах важно начать пробовать. А в этом помогут организованные ею курсы, творческие лагеря, книги, сайт и видео. «Дорогу осилит идущий».

Наиболее популярные труды:
1. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I—XI классов. М., 1990.

2. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота — подросткам. М., Ивантеевка, 1994.

3. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения. М.: Первое сентября, 2000.

4. Ершова А. П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М.: Флинта, 2006 (и последующие издания).

5. Букатов В. М., Ершова А.П. Хрестоматия социоигровых приемов обучения на школьных уроках в начальных классах. Спб.: Школьная лига, 2013.

Интернет-ресурсы:
Видео-ресурсы
Материал подготовлен А.Б. Никитиной
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda